РОССИЯ : В Москве высоко оценивают принятую МАГАТЭ резолюцию по Ирану

Подписаться
Принятую Советом управляющих МАГАТЭ очень мягкую резолюцию по иранским ядерным программам высоко оценили в Москве – как на высоком дипломатическом уровне, так и на уровне экспертов по ядерным технологиям. И дело не только в престижности для российской столицы положительного решения этого вопроса.

Принятую Советом  управляющих МАГАТЭ очень мягкую резолюцию по иранским ядерным программам высоко оценили в Москве – как на высоком дипломатическом уровне, так и на уровне экспертов по ядерным технологиям. И дело не только в престижности для российской столицы положительного решения этого вопроса.

Хотя переговоры с Тегераном вела «евротройка», роль посредника между ними взяла в свои руки Москва. Как известно, российские дипломаты в свое время «плотно» поработали и  с той, и другой стороной с тем, чтобы, как резюмировал потом глава российского МИД Сергей Лавров, «эту ситуацию разрядить именно таким образом".

Главное достоинство этой «консенсусной» резолюции в том, что она, как подчеркнул Лавров,  «сохраняет иранскую тему целиком в рамках МАГАТЭ". В резолюции полностью изъят пункт, в соответствии с которым иранский вопрос  мог быть передан на рассмотрение СБ ООН в случае, если Иран не сдержит какие-либо взятые на себя обязательства.  Есть в резолюции и другие, бесспорно  выигрышные для Ирана моменты.  В частности,  то,  что  резолюция констатирует отсутствие стремления Ирана создать для себя ядерное оружие под прикрытием развития своих мирных ядерных программ, можно смело назвать дипломатической победой Тегерана, считает российский эксперт по нераспространению ядерного оружия Геннадий Евстафьев. 

Успехом иранской дипломатии российский эксперт считает и тот факт, что резолюция приветствует отказ Тегерана от продолжения работ по обогащению урана «в качестве добровольной меры по укреплению доверия». Это именно та позиция, которую Тегеран отстаивал с самого начала переговоров  - сначала с МАГАТЭ, а потом и с «евротройкой». Отстояв эту позицию, Иран, де-факто, резервирует  за собой и право, предусмотренное Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), развивать свою собственную программу по производству ядерного топлива.      
Наконец, есть у России и  свой, сугубо личный интерес в позитивном решении этого  вопроса.

Достигнутая разрядка вокруг иранских ядерных программ   делает  российско-иранское сотрудничество в атомной сфере более интенсивным. В российском Агентстве по атомной энергии  считают возможным достижение соглашения с иранской стороной на строительство Россией второго энергоблока на бушерской АЭС уже в ближайшее время. По словам официального представителя «Росатома» Николая Шингарева, такое соглашение может быть подписано 15-16 декабря, когда в Москве пройдет очередное заседание смешанной российско-иранской комиссии по торгово-экономическим отношениям. Сопредседателем этой комиссии с российской стороны, как известно, является глава «Росатома» Александр Румянцев. 

Резолюция МАГАТЭ по Ирану в ее сегодняшнем виде дает основания считать, что большая часть участников Агентства уверены в том, что режим нераспространения ядерного оружия иранской стороной  нарушаться не будет.  Есть лишь один участник МАГАТЭ, который не согласен с таким тезисом ни сейчас, ни в ближайшей перспективе, ни в обозримом будущем. Это США, которые не только  призвали МАГАТЭ «сохранять бдительность», но и дали  понять, что они и в одностороннем порядке могут инициировать вопрос о санкциях в отношении Ирана. 

Попытается ли Вашингтон взорвать ситуацию вокруг Ирана? На сегодняшний день вопрос о передачи «иранского ядерного досье» в СБ  снят при жесткой поддержке со стороны России, Китая, а теперь еще и ЕС, так что вряд ли США рискнут при таком раскладе мнений в одностороннем порядке пойти на такой шаг. -0-

Лента новостей
0