РОССИЯ : Северный Кавказ ждет от Москвы активных действий

Подписаться
Алексей Малашенко, член научного совета Московского центра Карнеги, профессор МГИМО МИД РФ

Алексей Малашенко, член научного совета Московского центра Карнеги, профессор МГИМО МИД РФ 

-  Спустя десять лет после начала первой чеченской кампании фактор Чечни по-прежнему играет роль «спускового крючка» для всего Северного Кавказа. И в ближайшем будущем эта тенденция сохранится.  Действия террористов в регионе и в целом в России, непростые отношения между Чечней и остальными  северокавказскими республиками - все это было и остается постоянным стимулятором напряженности для всего Северного Кавказа.

Одновременно в регионе растет осознание того, что поскольку местные элиты неспособны принимать серьезных позитивных решений (они в основном заняты переделом собственности), Москва должна более энергично, а главное эффективно вмешиваться в северокавказские проблемы.

Возможно три варианта развития событий в регионе.

Первый - случится чудо, будет урегулирована ситуация в Чечне, местные (кавказские) элиты заработают в полную силу, обретут авторитет у населения, или же Кремль согласится на приход к власти новых элит. В итоге станут решаться социально-экономические проблемы, в частности безработица.

Еще один - самый вероятный – сценарий: это стагнация во всех сферах – и  экономической, и политической, и социальной. Уже на протяжении многих лет ситуация на Северном Кавказе не претерпевает никаких серьезных трансформаций. Более того, она постоянно сопровождается кризисами, к которым все, увы, привыкли. И так будет продолжаться - перманентные взрывы то на одном, то на другом направлении, паллиативное решение конфликтов, а затем все сначала. Этот сценарий мы наблюдаем сейчас, когда после периода невероятной напряженности, связанной и с выборами в Чечне, и нападением на Ингушетию, событиями в Беслане и Карачаево-Черкессии, наступило затишье. Низкий уровень развития экономики, безработица, социальные проблемы, несостоятельность  местных элит - все это по-прежнему служит источником для дальнейшей эскалации конфликтов на Северном Кавказе.

Однако нельзя исключать и третий вариант развития событий – катастрофический, когда на Северном Кавказе разгорится масштабный конфликт. Его может спровоцировать что угодно – причин для этого более чем достаточно. К примеру, напряженные отношения между ингушами и осетинами, ситуация в Карачаево-Черкессии, в Дагестане, где обострились этнические противоречия и по-прежнему актуальна проблема радикального ислама, да и непонятно, кто возглавит эту республику после грядущих выборов. Все эти потенциальные конфликты могут вспыхнуть сразу в нескольких местах. В этом варианте роль «чеченского фактора» может сыграть еще большую дестабилизирующую роль. Не факт, что сценарий «катастрофа» будет осуществлен, но он возможен.
Именно опасность развития масштабного кризиса побуждает Москву предпринимать активные меры по урегулированию ситуации в этом регионе. Чеченский конфликт сам по себе практически не влияет на рейтинги президента России и других политиков. Так, после захвата школы в Беслане (а это отзвук чеченской кампании) рейтинг президента упал только на 4%, а четыре года назад, после того как затонула подводная лодка «Курск», он сократился примерно на 10%. Другое дело, если произойдет взрыв на всем Северном Кавказе. В этом случае авторитет президента Путина и его команды может заметно понизиться.

Вероятность такого сценария может подвигнуть Кремль на поиск новых, возможно нестандартных, путей решения чеченской и других региональных проблем.

Новым моментом стало назначение полномочным представителем президента в ЮФО Дмитрия Козака. Пока нет ответа на вопрос, для чего он назначен на эту неудобную должность – то ли для того, чтобы под грузом неразрешимых вопросов столкнуть его с политической сцены, то ли действительно для стабилизации кавказской ситуации. Скорее всего, назначение Козака все же должно способствовать выходу Северного Кавказа из политического, экономического и социального кризиса. То, как он вел себя в первые дни и даже часы кризиса в Карачаево-Черкессии, показывает, что новый представитель президента готов активно вмешиваться происходящие во вверенном ему регионе события и решать имеющиеся там проблемы.

Козак выгодно выделяется среди всех предыдущих посланцев Москвы на Кавказ, с ним готовы говорить люди на местах, он пока еще не утратил там авторитет. А учитывая, что в случае успеха пост полпреда может стать трамплином для  его будущего политического восхождения,  от Козака можно ждать самых неожиданных шагов и предложений.

Кроме того, стабилизации на Северном Кавказе призвана содействовать и возглавляемая министром экономического развития и торговли Германом Грефом Комиссия по вопросам восстановления социальной сферы и экономики Чеченской Республики. Вопрос - насколько будет эффективна эта комиссия?

В любом случае пока рано оценивать действия и Козака, и Грефа. Практика показывает, что конец осени - зима  - это период, когда на Северном Кавказе и военная, и политическая жизнь затихает. Кроме того, люди за последнее время в этом регионе просто устали. Им нужно время, чтобы пережить последствия трагических событий, собраться с силами и мыслями. У Москвы же есть время и шанс (хотя и призрачный) для того, чтобы вывести ситуацию в регионе из перманентного кризиса. Первые результаты и новой политики Москвы, и раздумий самих жителей Северного Кавказа можно будет увидеть весной 2005 года. –0-

Лента новостей
0