РОССИЯ : Гала-концерт в честь Майи Плисецкой в Новой опере в Москве

Подписаться
В московской Новой опере прошел закрытый гала-концерт, посвященный Майе Плисецкой. Камерное – «для своих» - чествование великой балерины организовал Фонд, носящий имя Мариса Лиепы – ее партнера по блистательному балету советских времен «Спартак» Хачатуряна. Поводов для гала-концерта было два: 20 ноября Плисецкая отметила свое 79-летие и вышел российско-американский альбом с более чем 300 ее фотографиями.

В московской Новой опере прошел закрытый гала-концерт, посвященный Майе Плисецкой. Камерное – «для своих» - чествование великой балерины организовал Фонд, носящий имя Мариса Лиепы – ее партнера по блистательному балету советских времен «Спартак» Хачатуряна. Поводов для гала-концерта было два: 20 ноября Плисецкая отметила свое 79-летие и вышел российско-американский альбом с более чем 300 ее фотографиями. 

 По словам ярчайшей советской прима-балерины Большого театра, он «охватывает всю ее жизнь» - в творчестве и вне его - и дополнен ее собственными комментариями. Это продолжение автобиографической книги Плисецкой «Я, Майя», опубликованной в Москве ровно десять лет назад - в 1994 году. Новому фотоальбому - «Аве, Майя» - дала название хореографическая миниатюра, созданная для балерины Морисом Бежаром.

Эту миниатюру на музыку «Ave, Maria» Баха - Гуно (к прелюдии Баха Гуно приписал мелодию собственного сочинения) и исполняла на гала-концерте «королева балета». По традиции ее соло затмило все остальные выступления. Самые обыденные жесты Плисецкой порой более «танцевальнее» и артистичнее, чем головокружительные пируэты ее коллег. С годами ее  движения не теряют своей отточенности и энергии и становятся еще более царственными, чем раньше, когда она покоряла СССР, его вождей, начиная с Иосифа Сталина, – и весь мир.

Майя Плисецкая не устает повторять, что предпочитает абстрактным балетам «ни о чем» балеты сюжетные – «о чем-то». В «Аве, Майя» «сюжетом» и главным действующим лицом оказалась она сама, ее волевой, неукротимый характер, благодаря которому она одерживала верх в любой психологической схватке с власть предержащими, ее задиристый темперамент, ее жажда жизни и искусства.

В гала-концерте участвовали и солисты Большого театра, в котором Плисецкая танцевала без малого полвека, с 1943 года, и «нечеловечески прекрасную сцену» которого она считает одной из «причин, почему она на осталась на Западе». Илзе Лиепа – дочь Мариса Лиепы и одна из самых модных балерин сегодня – и Николай Цискаридзе, премьер Большого, исполнили фрагмент из «Пиковой дамы» на музыку Чайковского - балета, поставленного парижским хореографическим мэтром Роланом Пети. За этот энергетически мощный и чувственный спектакль о поединке юности и старости, удачи и судьбы, страстей и рассудка Лиепа, Цискаридзе и Пети получили в 2002 году Государственную премию.

Для Майи Плисецкой, по ее словам, «Пиковая дама» стала сюрпризом. Балета она не видела, поскольку вместе с мужем, композитором Родионом Щедриным живет в Литве и Германии, а в России бывает только на фестивалях и концертах, хотя и скучает по московской публике. С новыми российскими балетами «королева танца» «знакома если не через живые спектакли, то через видеосъемки и кассеты». «Среди молодых артистов есть индивидуальности», а балет «очень вырос технически», отмечает Майя Плисецкая.

Галина Степаненко, одна из наиболее техничных и опытных балерин Большого, и Андрей Уваров, заслуживший репутацию «лучшего принца классического балета», показали фрагмент «Лебединого озера» Чайковского. Этот балет в советскую эпоху был визитной карточкой Большого и лично – Майи Плисецкой, с которой мало кто мог сравниться в исполнении партии черного лебедя – Одиллии. Этот балет по-прежнему вывозят почти на все гастроли. В нем Плисецкая выступала на главных мировых сценах, перед лидерами множества стран. Выступление Степаненко и Уварова – дань балерине, танцевавшей в «Лебедином озере» сотни раз, и Большому театру прошедших времен.
Прима-балерина нынешнего Большого театра, а с 1993 года – и Американского балетного театра (ABT), звезда всех его классических спектаклей, Нина Ананиашвили исполнила на гала-концерте «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса. В свое время Майя Плисецкая сделала из этой миниатюры – вслед за Анной Павловой – пластический шедевр. Примечательно, что в этом году Ананиашвили унаследовала от Плисецкой еще одну партию, исполнив заглавную роль в одном из премьерных спектаклей «Анна Каренина» в Королевском датском балете. Этот балет Родион Щедрин писал специально для своей жены, равно как и «Кармен-сюиту» (вариации на тему оперы Бизе), «Даму с собачкой» и «Чайку». Кстати, он присутствовал на вечере. В Москве он дал цикл концертов, а в Новой опере на презентации «Аве, Майя» пианистка Екатерина Мечетина играла его «Озорные частушки».

Вечер 29 ноября был намного скромнее, чем гала-концерт четырехлетней давности в Большом театре в честь 75-летия Майи Плисецкой, когда на знаменитой сцене балерину поздравлял президент Владимир Путин. Впрочем, в следующем году «королева танца» будет отмечать в Москве свое 80-летие. По пышности этот юбилей вполне может превзойти предыдущий. –0-  

Лента новостей
0