РОССИЯ : Россия настаивает на реформе ОБСЕ

Подписаться
Когда Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) впервые увидела свет в 1975 году, предполагалось, что она станет форумом для равноправного диалога европейцев – всех европейцев - по трем направлениям: безопасность, экономика и права человека. ОБСЕ оправдала эти надежды в годы «холодной войны» и переходные 90-е.

Когда Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) впервые увидела свет в 1975 году, предполагалось, что она станет форумом для равноправного диалога европейцев – всех европейцев - по трем направлениям: безопасность, экономика и права человека. ОБСЕ оправдала эти надежды в годы «холодной войны» и переходные 90-е.

Но сегодня, спустя три десятилетия, здание ОБСЕ как бы перекосилось. Организация стала отдаляться от своих целей и все больше превращаться в инструмент обслуживания интересов лишь узкой группы ее участников, а то и отдельных государств. Если ОБСЕ не хочет утратить свою идентичность и в один прекрасный день оказаться невостребованной, она должна подвергнуть себя безотлагательной реформе.

Такое мнение высказал глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров, выступивший на двухдневном саммите министров иностранных дел ОБСЕ, который прошел в начале этой недели в Софии. Судя по речи Лаврова, Москва склонна расценивать сегодняшнюю ситуацию, сложившуюся в ОБСЕ, как серьезный кризис.

Особое разочарование у России вызывают тематический перекос в деятельности Организации. Из трех «корзин» интерес у руководящих функционеров ОБСЕ взывает только гуманитарная, тогда как два других направления – военно-политическое и экономическое – пребывают, по мнению Москвы, в состоянии стагнации.

Казалось бы, трудно найти более многообещающий, с точки зрения стабильности и безопасности континента, документ, чем Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), подписанное в 1999 году. Естественно, первостепенная задача ОБСЕ - помочь введению обновленного ДОВСЕ в действие, способствовать началу процедуры его ратификации, прежде всего странами-новичками НАТО.

Но этого, как ни странно, не происходит. Более того, складывается впечатление, что руководство ОБСЕ вообще не заинтересовано в том, чтобы сделать Соглашение компонентом системы европейской безопасности. Под надуманными предлогами этот процесс откладывается в долгий ящик. Тем временем НАТО использует правовой вакуум для создания новой конфигурации своего военного потенциала в Европе, перемещая его к границам России.

Не видно также, чтобы ОБСЕ вносила сколько-нибудь существенный вклад в решение экономических проблем. В частности, Москва разочарована тем, что искусственные увязки и политический торг, использованные некоторыми делегациями, не позволил встрече в Софии одобрить важную российскую инициативу - провести в 2005 году Конференцию по энергетической безопасности. Между тем в повестку дня конференции могли бы войти такие остро своевременные темы, как развитие сотрудничества в энергетическом секторе, безопасность энергетических поставок, проблемы энергосбережения.

Вокруг чего ОБСЕ действительно не устает хлопотать, так это вокруг гуманитарной «корзины». Но после расширения Евросоюза и Североатлантического альянса Организация стала трактовать свои задачи в этой сфере довольно своеобразно. По существу ОБСЕ играет сегодня роль надсмотрщика за политической ситуацией в отдельных странах, не входящих в ЕС и НАТО. И в результате превращается в инструмент давления одних государств на другие.

На форумах Организации не перестает преобладать произвольное деление стран на так называемых «благополучных» и «неблагополучных». В итоге ОБСЕ все чаще используется в пропагандистских целях, для нескончаемых нравоучений, которые читают одни государства-участники другим. Эксперты Организации не гнушаются двойными стандартами, когда берутся оценивать ситуацию с правами человека, качество избирательной кампании или степень свободы, существующей в средствах массовой информации.

Если это выборы на Украине или в Чечне, то наблюдатели ОБСЕ склонны мазать все черной краской. Если это выборы в Афганистане или в Косово, где сотни тысяч людей были лишены права на волеизъявление, то те же наблюдатели аплодируют «торжеству демократии».

Еще один поразительный пример двойных стандартов: вот уже не первый год эксперты Организации стойко безмолвствуют насчет вопиющей дискриминации русскоязычных нацменьшинств в Латвии и Эстонии. А ведь Европа должна бы залиться краской стыда: в ее центре возникла зона настоящего апартеида. Более 700 тысяч человек, проживающих в Латвии и Эстонии, имеют паспорта другого цвета, обрекающие их на унизительный статус неграждан. Юристы правозащитных центров обнаружили 62 различия в правах граждан и русскоязычных изгоев в Латвии и 46 – в Эстонии.

Поведение властей этих двух стран, только что радостно вступивших в ЕС, не имеет ничего общего с принципами демократии, как они трактуются в документах ОБСЕ. Но несмотря на усилия России привлечь внимание к этой скандальной ситуации, Организация молчит и ее молчание, естественно, воспринимается как согласие с серьезнейшими отступлениями Риги и Таллина от общеевропейских норм.
Такого рода перекос правозащитного процесса в корне противоречит тем самым целям, ради которых и родилась на свет структура ОБСЕ – создать неделимое общеевропейское пространство безопасности с едиными для всех заповедями демократии.

Вот почему Россия настаивает сегодня на всеобъемлющей реформе, которая привела бы к оптимизации работы институтов ОБСЕ и её Секретариата. Составной частью реформы должна стать также перестройка системы финансирования ОБСЕ. Москва угрожает не поддержать утверждение бюджета Организации на 2005 год, если шкала взносов не будет учитывать принцип реальной платежеспособности государств в соответствии с методологией ООН, а расходование внебюджетных средств не будет упорядочено.

Кое-кому может показаться, что Россия просто раздражена расхождениями с ОБСЕ в оценке процессов на постсоветском пространстве. На самом деле мотивы, которыми руководствуется Москва, глубже и принципиальнее. Она не хочет, чтобы ОБСЕ забывала о своей изначальной миссии объединителя Европы. В Кремле убеждены: мандат ОБСЕ гораздо шире и полновеснее, чем те односторонние услуги, которые она оказывает сегодня. –0-

Лента новостей
0