РОССИЯ : Назревшая проблема - реформа ООН

Подписаться
Геннадий Чуфрин, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений, член-корреспондент Российской академии наук

Геннадий  Чуфрин, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений, член-корреспондент Российской академии наук

- Возникшие было после окончания “холодной войны” надежды на снижение международной напряженности оказались иллюзорными. Реальное развитие обстановки в мире пошло по пути роста числа больших и малых вооруженных конфликтов в различных районах земного шара – в том числе, впервые после окончания II мировой войны, и на европейском континенте, - и гибели в них десятков тысяч людей,  в первую очередь среди гражданского населения. Причинами этих конфликтов явились не только идеологические, политические, экономические и территориальные противоречия, но и во все большей степени – воинствующий сепаратизм и этно-религиозный экстремизм. Особую угрозу миру в последние годы стал представлять международный терроризм. Одновременно участились случаи нарушения международных режимов по контролю над оружием массового поражения и средств их доставки.

Нарастание этих опасных тенденций в международных отношениях, несомненно, требует от мирового сообщества принятия срочных и решительных мер по борьбе с новыми угрозами человечеству. Казалось бы, возглавить эту борьбу должен, в соответствии с действующими нормами международного права, Совет Безопасности ООН. Однако, на практике СБ ООН не только не оправдывает возлагаемые на него ожидания, но и фактически неуклонно утрачивает свой авторитет в мире.

Среди многих причин это, в первую очередь,  является следствием политики “унилатерализма” (“односторонности”), проводимой США и призванной обеспечить осуществление на международной арене выгодных им акций, в том числе и силовым путем, в обход Совета Безопасности и Устава ООН. Представляется вполне очевидным, что если эти деструктивные действия будут продолжены, ООН ждет судьба Лиги Наций, а человечество – возвращение в эпоху, когда в международных отношениях будет безраздельно торжествовать право силы, а не право закона.

Очевидно, что в создавшихся  условиях необходимо укреплять нормы международного права и резко повысить эффективность решений, принимаемых Советом Безопасности ООН. Вместе с тем, вряд ли можно добиться этого  без проведения  уже давно назревшей реформы ООН, в которой должны найти отражение глубинные перемены, произошедшие в мире за 60 лет после принятия Устава ООН.

Среди многочисленных предложений по реформе ООН несомненный интерес вызывает доклад, подготовленный по инициативе Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана. Из более, чем сотни рекомендаций, содержащихся в докладе, наибольший интерес вызывают те из них, которые предполагают реорганизацию Совета Безопасности ООН за счет увеличения числа его постоянных  членов.

Солидарен, во-первых, с возможностью предоставления статуса постоянного члена СБ ООН  Германии и Японии и соответственно с окончательным подведением таким образом итогов II мировой войны. Во-вторых, считаю, что в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН могут (и должны) войти новые лидеры Африки, Азии и Латинской Америки, скорее всего, в лице Бразилии, Индии, Египта, а также Нигерии либо ЮАР.

Следует заметить, что уже сам факт расширения числа постоянных членов  Совета Безопасности с нынешних 5 (Россия, США, Англия, Франция, Китай) более, чем вдвое – способен создать качественно новую ситуацию в системе международных отношений. Совет Безопасности ООН в обновленном составе сможет более адекватно реагировать на господствующие настроения и тенденции в современном мире и вырабатывать более эффективные ответы на важнейшие вызовы и угрозы  в сфере международной безопасности. Чрезвычайно важным представляется и то, что в числе новых постоянных членов СБ ООН будут страны, народы и лидеры которых активно боролись за ликвидацию колониальной системы, за  равноправие в международных политических и экономических отношениях, против новейших проявлений расизма и неоколониализма.

Если  расширение числа постоянных членов СБ ООН станет реальностью, то оно существенно укрепит тенденцию к формированию многополярного мира и сделает принятие решений по обеспечению его безопасности более демократичным и эффективным.

Вместе с тем не случайно, что  предлагаемая реформа подвергается критике, в первую очередь, со стороны тех, кто придерживается принципов однополярности и «односторонности» в современных международных отношениях. При этом критики реформы выступают,  если не против расширения числа постоянных членов СБ ООН, то, по крайней мере, за их ограничение в правах, в частности, за счет того, чтобы им не предоставлялось право вето.
Позиция России по поводу реформы ООН и Совета Безопасности ООН является вполне определенной и последовательной. В частности, Москва стоит за  расширение числа постоянных членов Совета Безопасности и одновременно за предоставление всем новым членам Совета  права вето. Только в этом случае, по мнению России, можно было бы добиться повышения авторитета обновленного Совета Безопасности при рассмотрении им наиболее актуальных и сложных проблем современности. –0-

Лента новостей
0