РОССИЯ : Наблюдение за соседями по-русски

Подписаться
Стайка мангустов стоит на задних лапах, внимательно оглядывая друг друга. Туристам, посещающим Лондон, часто бросаются в глаза эти забавные плакатики на стенах и заборах жилых кварталов. Это опознавательный знак британской общественной организации «Neighborhood Watch” – соседи сами присматривают здесь за соседями, чтобы те не нарушали порядок, а тем более, не дай Бог, не скатились бы на скользкую дорожку преступности.

Стайка мангустов стоит на задних лапах, внимательно оглядывая друг друга. Туристам, посещающим Лондон, часто бросаются в глаза эти забавные плакатики на стенах и заборах жилых кварталов. Это опознавательный знак британской общественной организации «Neighborhood Watch” – соседи сами присматривают здесь за соседями, чтобы те не нарушали порядок, а тем более, не дай Бог, не скатились бы на скользкую дорожку преступности.

Теперь плакаты с бдительными мангустами можно выставлять в Москве и других городах России. На днях были внесены окончательные поправки в закон «Об общественных пунктах охраны правопорядка г. Москвы». Ранее столичные парламентарии приняли законы «Об участии жителей в охране общественного порядка» и «О Московской городской народной дружине».

Весь этот пакет документов отражает острую тревогу, которая охватила городские власти еще 5 лет назад – после террористических взрывов чеченцами жилых домов на ул. Гурьянова и Каширском шоссе. Но потребовался еще захват террористами мюзикла «Норд-Ост» и недавний теракт  в московском метро, чтобы отцы города пришли к окончательному выводу: одна милиция, да и прочие казенные спецслужбы не могут обеспечить безопасность москвичей. Нужна постоянная и добровольная помощь самих жителей столицы, да и – если возвести проблему на национальный уровень - других городов России.

Российские правозащитники сразу кисло поморщились: «Опять возрождается стукачество, как при Сталине. Забыли, сколько сотен тысяч людей довели до расстрела доносы таких вот добровольных осведомителей!». Сторонники такой точки зрения еще помнили тяжкие времена, когда, опасаясь ушей КГБ, россияне старались вести важные разговоры только на кухне при включенном радио.
Противоположное мнение высказала председатель комиссии по безопасности Мосгордумы Инна Святенко.

«Времена и законы поменялись, - говорит она. - Общественники не будут вмешиваться в личную жизнь людей, а будут лишь информировать милицию о подозрительных жильцах и квартирантах. О возрождении репрессивного аппарата говорить глупо», - считает она.

Заметим, что при Сталине волна идеологических доносов соседа на соседа, а то и брата на брата не регулировалась никакими, пусть даже негласными законами. Эта волна стала порождением тотального страха, охватившего страну в условиях массовых репрессий.

Сама же система открытого привлечения россиян к охране общественного порядка возникла в 1953-м, как раз в год смерти Сталина. Тогда в результате объявленной Никитой Хрущевым амнистии из тюрем на волю хлынул поток преступников, и в стране началась настоящая резня. Остановить ее власти смогли лишь с помощью дружинников – крепких парней с красными повязками на рукавах, добровольно патрулирующих улицы. В городах были выделены специальные помещения, где располагались штабы этих народных дружин.

Эти помещения сохранились до сих пор. В одной Москве их оказалось более шести сотен, запущенных, заколоченных, разграбленных. Некоторые использовались участковыми милиционерами по своему усмотрению - чаще всего они распивали там водку или сдавали в аренду мелким предпринимателям под склады.

Сегодня в этих стенах началась вторая жизнь. Здесь обосновались общественный пункты охраны порядка (ОПОП), где принимают сообщения о подозрительных людях и происшествиях, решают, что делать с местными хулиганами, греются после зимнего дежурства на улицах члены народных дружин.

Статус этих пунктов - общественно-государственный. Поддержка властей состоит не только в выделении помещений, но и в оплате коммунальных расходов. Из городского бюджета оплачивается также работа председателей этих общественных советов. Сумма пока небольшая – около 100-150 долларов, но для многих пенсионеров-общественников это желанная прибавка к семейному бюджету. В будущем материальное поощрение добровольных помощников милиции может возрасти. Мэр Москвы Юрий Лужков недавно пообещал выделить в 2005 году на эти цели около 3 млн долларов.

Больше денег – больше народный энтузиазм. Сегодня в Москве действует 686 ОПОП, в состав которых входят около 10 тысяч человек. Еще 19 подобных организаций будут созданы в ближайшее время в новых жилых микрорайонах. Не дожидаясь федеральных законов, московский почин постепенно распространяется на всю Россию. Дружинники выходят на улицы Орла, Воронежа и других, не очень пока спокойных городов России.

Поскольку работать дружинникам приходится пока исключительно за идею, молодежи в их рядах немного. Основные активисты пунктов охраны - пенсионеры, отставные военные или бывшие работники правоохранительных органов. У скептиков, понятно, возникали сомнения: а смогут эти носители ревматизма, радикулита и прочих старческих хворей остановить, а то и заломить белы рученьки бритоголовым мускулистым представителям преступного мира?

Смогут, считает заместитель министра внутренних дел РФ, начальник Службы общественной безопасности Сергей Щадрин. Отвечая на днях на вопросы населения по открытой телефонной линии одной популярной газеты, этот генерал милиции пообещал вскоре снабдить дружинников спецсредствами: резиновыми дубинками, наручниками, газовыми баллончиками. «И, конечно, рядом всегда будет сотрудник милиции с оружием», - заверил Щадрин.

Но и без спецсредств русские мангусты неплохо справляются с возмутителями общественного спокойствия. Не так давно родители учеников московского района Щукино заметили, что вокруг школ крутятся какие-то подозрительные личности. Они пожаловались Альбине Царевой, председателю местного ОПОП. «Мы этих людей проверили и выяснили, что они – наркодилеры, - рассказывает она. – Милиция вышла через задержанных на два наркопритона и прикрыла их».

Другая проблема, с которой столкнулась народная рать Альбины Царевой: после  завершения строительства элитного московского жилого комплекса «Алые паруса»: район стали буквально терроризировать «гастарбайтеры», как называют москвичи нелегальных иммигрантов из стран СНГ. «Девчонки по вечерам даже на улицу боялись выходить, - вспоминает Царева. - Мы быстро выяснили, где живут эти таджики и узбеки, и сообщили участковому, который организовал их выселение.»

Сегодня тень Сталина с его осведомителями не является во сне даже самым злопамятным правозащитникам. Благодаря дружинникам жизнь в российских городах становится безопаснее, тоже соглашаются они. –0-

Лента новостей
0