В последние годы россияне стали охотнее вступать в брак. Но из 1000 браков 800 впоследствии расторгаются. Вошли в моду незарегистрированные браки, около трети детей рождаются вне брака. Так же как и во многих странах Европы, в России крайне низка рождаемость: на среднестатистическую женщину приходится всего 1,25 рождений – вместо положенных для простого замещения поколений 2,13.
Институт семьи девальвировался – или, по крайней мере, претерпел в переходный период «трансформацию» вместе с обществом.
Молодежь все чаще предпочитает холостяцкий образ жизни, считая, что так легче добиться карьерных успехов и благосостояния. Кто-то не уверен, что сможет содержать семью: память об экономических кризисах, дефолтах и угрожающей безработице 1990-х еще слишком свежа.
И все же многие избегают или оттягивают создание семьи по другой причине: из-за прелестей жизни без обязательств и серьезных отношений.
«В эпоху реформ мы сделали ставку на пропаганду карьерных достижений, на ценность денег, а все, что было гордостью нашей культуры, - эмоциональная близость между людьми, теплота человеческих отношений, - разрушилось», - комментирует психолог Ольга Маховская, выражая мнение многих своих коллег.
Русская Православная церковь, которая открыто бьет тревогу по поводу кризиса семьи, видит корни зла в манипуляции сознанием со стороны СМИ. «Именно здесь сеются семена распущенности, эгоизма, культа комфорта и свободы от нравственности», - подчеркивает Патриарх Всея Руси Алексий П. А в результате «растет число супружеских пар, которые вообще не заводят детей».
Традиционно тесные связи между поколениями разрушаются. И дело здесь не только в несхожести ценностей и привычек отцов и детей, но и в том, что родители зачастую вынуждены жертвовать общением с детьми ради сверхурочной работы, заработков и благосостояния.
Социологические опросы свидетельствуют, что нищеты в России боятся даже обеспеченные люди. «Постепенно уходит в историю феномен «русской бабушки», - говорит директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Наталья Римашевская. - Воспитывать внуков, как раньше, многие бабушки не могут, поскольку нередко, даже достигнув пенсионного возраста, вынуждены продолжать работать (на одну пенсию в России не проживешь)».
Появилось целое поколение «полусирот» - детей, лишенных устойчивой психологической связи, эмоциональных контактов со своими родителями. Семья теперь с трудом выполняет свою главную функцию – социализации ребенка, помощи в адаптации к обществу. Между тем, ни популярные нынче няни, ни школа не могут восполнить этого пробела. Дети оказываются безнадзорными при живых родителях. «Мы сдаем детей, как чемоданы, в камеры хранения - в детсады и школы и, получая их обратно, возмущаемся: почему они такие бесчувственные по отношению к нам, когда мы становимся престарелыми», - замечает известный социолог Игорь Бестужев-Лада.
Что касается ролей супругов в российских семьях, то здесь по-прежнему солирует жена, даже если формально власть принадлежит мужу. В 20-м веке – веке кровопролитных войн и репрессий, когда гибли миллионы мужчин, российские женщины привыкли быть «сильным полом» и принимать все решения. Кстати, в 1990-е годы многие россиянки оказались находчивее и оборотистее своих мужей и первыми обеспечили своим семьям достаток, занялись малым и средним бизнесом.
Правда, не все браки в ту пору экономических невзгод выдержали проверку на прочность. У семейного «матриархата», по словам Ольги Маховской, есть еще один нюанс: отпрыски вырастают или маменькиными сынками, или вечными оппозиционерами. Едва ли в будущем они окажутся хорошими мужьями.
Нужно поддерживать многодетные и усыновляющие детей семьи, а школьникам прививать «желание создать семью и видеть в детях счастье», подчеркивает Алексий П. России нужна продуманная семейная политика и пропаганда семейных ценностей, особенно в СМИ, говорят социологи. Думский Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, различные общественные организации и международные конгрессы «Российская семья» мало что решают.
Ряд регионов – центральных, поволжских, сибирских – старается экономически поддержать молодые семьи и в дополнение к федеральным единовременным пособиям на новорожденного выдает «премии» за наследников. В Москве родители в возрасте до 30 лет получают за первенца доплату - 16 тысяч рублей (1 доллар – менее 28 руб.). Третий ребенок «стоит» уже 32 тысячи рублей. Молодым родителям помогают найти работу, выдают жилищный кредит на льготных условиях.
В новом году пройдет фестиваль кинофильмов о семейной жизни, цель которого – поднять престиж семьи. Время от времени появляются рекламные ролики о родителях и детях, есть специальные сайты в Интернете. И все же, как скоро в Россию вернется массовая мода на семью, предсказать трудно. «Трансформации» общественного сознания продолжаются.--0--