РОССИЯ : Реформы Путина - авторитаризм или защита демократии?

Подписаться
ДМИТРИЙ РОГОЗИН, Лидер политической партии «Родина»

ДМИТРИЙ РОГОЗИН,
Лидер политической партии «Родина»

- Вот уже четыре месяца в России не прекращается дискуссия о политических реформах, предложенных президентом Владимиром Путиным. Раздаются упреки в авторитаризме Путина, подавлении демократии и возвращении к печальным временам коммунистического правления.

Что же предлагает Путин ?

Избрание губернаторов законодательными собраниями субъектов федерации по представлению Президента, будучи одной из предложенных мер, с точки зрения местных олигархических кланов и региональной экономической элиты недемократично. Сейчас региональная власть формируется преимущественно от имени этой достаточно узкой группы граждан. Но ведь при демократическом устройстве общества властью должны уважаться, причем, в первую очередь, интересы широких групп населения, а не исключительно крупного бизнеса, в основном созданного в результате весьма сомнительной, а часто и криминальной приватизации середины 90-х годов.

В настоящее время в ряде субъектов федерации местными избранными властями установлен почти что абсолютистский режим, который подавляет не только работу оппозиционных политических партий, но всякую свободу местных  средств массовой информации.
  Особенно это касается  «национальных» республик, где собственно «титульный» народ редко составляет даже половину населения региона. В 90-х годах на этих территориях были приняты собственные законы, которые порой отменяли федеральные, в том числе в вопросах гражданских прав населения. Больше всего в этих регионах пострадали именно либеральные ценности – свобода печати и общественных организаций.

Между тем, ясно, что только исполнение всех федеральных законов на всей территории страны может гарантировать реальное равноправие граждан, независимо от их этнической принадлежности и социального происхождения, эффективную борьбу с терроризмом, коррупцией и преступностью, реальное развитие институтов гражданского общества и свободу средств массовой информации. 

Является ли назначение губернаторов панацеей от проблем? Мгновенного эффекта, естественно, ожидать не приходится. Но в новых условиях - будет понятна степень ответственности каждого за принятые и реализованные решения,  с кого следует персонально спрашивать. 

Пропорциональный принцип выборов с Государственную Думу и региональные законодательные – это второе предложение президента Путина - исключает прохождение в представительную власть независимых депутатов. Но справедливости ради как депутат, избиравшийся три раза по одномандатному округу, замечу, что голос независимых депутатов в полемике мощных фракций существенного значения не имеет. «Независимые» депутаты в Государственной Думе обречены на зависимость.  Свобода одномандатников легко приносится в жертву, когда речь заходит о лоббировании федеральных инвестиционных программ для своего региона.   Поэтому, в соответствии с новыми  правилами, Государственная  Дума должна будет сосредоточиться на законотворчестве на основе состязательности политических взглядов.

При этом интересы территорий в Федеральном Собрании могла бы осуществлять его верхняя палата - Совет Федерации,  чем он, собственно, и уполномочен заниматься по Конституции страны. Президент предлагает формировать его из числа губернаторов и руководителей региональных законодательных собраний. Но мы, партия оппозиции, полагаем, что сенаторов было бы правильнее избирать прямым голосованием. В этом случае новая модель политической системы России будет логически завершенной.

В основе одного из предложений  президента лежит инициатива, с которой выступили депутаты думы, представляющие как партию власти, так и оппозицию. Речь идет об укрупнении и укреплении политических партий, и, соответственно, сокращении их численности. Сегодня в России зарегистрировано более сорока политических партий. Многие из них не имеют никакого реального влияния на общественную и политическую жизнь, но постоянно участвуют в выборах, сбивая с толку избирателей, многим из которых трудно сделать осознанный выбор из списка в полсотни наименований.

Я полагаю, что реальное число партий, представленных в парламенте, должно быть, скажем, не более шести. Опыт развитых демократий показывает, что количество реальных политических партий в стране – не может исчисляться десятками. Власти необходимо, наконец, завершить формирование здоровой и сильной многопартийной системы. Нам нужны цивилизованные и ответственные политические партии, способные формировать свои теневые правительства, предлагать альтернативные точки зрения на проекты власти, готовые осуществлять эффективный контроль над работой спецслужб. Это должны быть партии, ориентирующиеся на национальный интерес страны, способные выдвигать реалистичные и грамотные предложения. 

 Закон о политических партиях обязан гарантировать возможность предметного обсуждения в обществе актуальных и стратегических вопросов жизни страны. Обсуждения необходимо сделать  доступными для всех заинтересованных граждан, а все политические партии, по крайней мере, представленные в парламенте, должны иметь равный доступ к средствам массовой информации, особенно к электронным.

Только при соблюдении данных условий мы, представители оппозиции, готовы будем поддержать президентские инициативы.-0- 

Лента новостей
0