Укрупнение предприятий ракетно-космического направления: вот главное направление реформы отрасли, очевидное в новой космической программе государства на 2006-2015 годы. Программу эту в конце года обсудит правительство Российской Федерации.
Как сообщил в эксклюзивном интервью обозревателю «РИА Новости» руководитель Федерального космического агентства России Анатолий Перминов, национальная космическая промышленность России сегодня насчитывает 112 предприятий, в том числе 31 - промышленное, 66 – научных и конструкторских и 15 иных организаций.
Но даже такое сравнительно небольшое их число требует, по мнению руководства Роскосмоса, оптимизации. На прошедшем осенью текущего года заседании Научно-технического совета отмечалось, что качество управление концернами или холдингами лучше, чем отдельными предприятиями. В то же время при высокой степени самостоятельности новых структур повысится их экономическая эффективность: «предприятия начнут считать каждый рубль и думать, как с умом вложить его в дело, тогда они не будут распылять средства», - считает Анатолий Перминов.
Создание холдингов «повысит конкурентоспособность российской космической промышленности на мировом рынке, а также позволит привлечь отечественные и зарубежные инвестиции», - заключает руководитель Роскосмоса.
Характерным примером эффективной работы при укрупнении предприятий является Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева.
В 1994 г. в результате слияния КБ «Салют» и ракетного завода им. Хруничева был создан уникальный одноименный центр, объединивший в себе процессы разработки и производства ракетно-космической техники. В дальнейшем в его состав вошли НИИ космических систем в г. Юбилейном и КБ «Арматура» в г. Коврове.
Сегодня Центр обеспечивает существование всего жизненного цикла ракетно-космических систем, включая разработку, создание и эксплуатацию средств выведения, орбитальных средств и наземной инфраструктуры.
В частности, хозяйственная самостоятельность позволяет Центру проводить весь комплекс работ по международному контракту с Индией, предусматривающему разработку, изготовление и поставку криогенного разгонного блока – третьей ступени для новой индийской ракеты-носителя ГСЛЖ.
Такое сотрудничество особенно актуально сейчас, в преддверии начала совместных работ по производству и выводу на орбиту как российскими, так и индийскими носителями спутников российской навигационной системы ГЛОНАСС. Договоренность об этом достигнута во время начавшегося 3 декабря официального визита президента Владимира Путина в Индию.
В единую интегрированную структуру будет сведено и российское ракетное двигателестроение – одно из самых успешных направлений отечественной космической промышленности.
На базе НПО «Энергомаш», двигатели которого РД-180 поставляются в США для комплектации первых ступеней ракеты-носителя «Атлас», планируется создать уже через полгода мощный холдинг. По планам Росавиакосмоса, в новое объединение войдут ряд федеральных унитарных предприятий, среди которых «Воронежских механический завод», воронежское «Конструкторское бюро химавтоматики», подмосковное Конструкторское бюро химического машиностроения», калининградское «Опытно-конструкторское бюро «Факел», московское предприятие «Эхо» и др.
При этом современный Роскосмос в отличие, скажем, от советского министерства Общего машиностроения не является «диктатором» для всей космической промышленности. Агентство берет на себя роль государственного гаранта в реализации крупных коммерческих проектов, например, «Морского старта». Оно также обеспечивает экспорт и импорт товаров, подпадающих под особый контроль, в частности, двигателя РД-180. Многое приходится делать и для таможенного оформления продукции. Так, отдельные элементы европейского космического аппарата «Марс-Экспресс», запущенного с космодрома Байконур, пересекали границу до 10 раз. Управлять такими перевозками надо уметь.
Вполне вероятно, что процесс реструктуризации российской космической отрасли станет главной составляющей в процессе объединения космических предприятий в рамках Единого экономического пространства – России, Украины, Казахстана и Белоруссии.
Пока это только идея, поддержанная, правда, руководителями четырех стран на встрече в Астане, прошедшей в середине сентября. Реализация такой идеи, которая приведет к созданию общей космической корпорации с единой программой, позволит вновь использовать в полной мере силы и средства некогда монолитной отрасли. –0-