РОССИЯ : Реформы политической системы не должны испортить отношения России с Западом

Подписаться
Владимир Лысенко, президент Института современной политики, доктор политических наук

Владимир Лысенко, президент Института современной политики, доктор политических наук

- В сентябре 2004 года президент Путин объявил о серьезных политических преобразованиях в России. Он решил отказаться от ряда политических институтов, существовавших в 90-е годы. Важнейший из них – институт избираемых глав субъектов Федерации, возникший в середине 90-х годов при президенте Борисе Ельцине.

За десять лет в этой должности в России побывали 237 человек. На них легла огромная ответственность и нагрузка – именно они проводили важнейшие российские реформы. Сказать, что у этих людей все получилось, как задумывалось, было бы неправильно. Среди них были люди демократических взглядов, но были и приверженцы авторитарного стиля, талантливые люди, а также плохие хозяйственники и политики.

В последние годы губернаторы очень тесно работали с президентом, фактически поддерживали ту политическую линию, которую он предлагал стране. В ходе парламентских выборов 2003-го года тридцать глав регионов возглавили региональные списки партии «Единая Россия», и во многом благодаря их авторитету эта пропрезидентская партия имеет сегодня конституционное большинство в Государственной думе.

Поэтому многие в России были удивлены, когда Путин предложил избирать этих лояльных к нему людей региональными законодательными собраниями по представлению президента. В этом вопросе российская элита раскололась почти пополам. Опросы общественного мнения, проведенные в сентябре независимым социологическим центров Юрия Левады (ВЦИОМ), показали, что и население разделилось приблизительно поровну. Чуть больше половины граждан хотела бы, чтобы право избирать губернаторов осталось у них. Но другая половина поддержала инициативу президента. Соответствующий законопроект уже одобрен Государственной думой во втором чтении и уже до конца года он вступит в силу.

Какие причины обусловили это решение?

Первое. Сначала мы услышали, что после теракта в Беслане, где террористы захватили школу с 1200 детьми, их родителями и учителями, необходимо было мобилизовать общество и власть на антитеррористическую борьбу. Однако недавно президент Путин сказал, что новый порядок избрания губернаторов – стратегическая мера, то есть она была бы принята независимо от терактов.
Второе. Российское государство проводит сейчас очень важные социально-экономические реформы, такие, например, как монетизацию натуральных льгот, предоставляемых населению. Эти реформы очень важны для будущего России, однако они непопулярны. Часто перед своими выборами губернаторы начинают критиковать реформы, чтобы получить поддержку населения. Очевидно, что при новом порядке избрания губернаторы уже не будут этого делать.

Третья причина связана с лоббизмом тех глав регионов, которые находятся на своих постах по десять и более лет. По действовавшему российскому законодательству они не могли идти на выборы еще раз, а после принятия нового закона такая возможность у них появится.

Наконец, четвертая причина связана с проблемой преемственности власти. Сразу же после президентских выборов в марте 2004 года Путин заявил, что будет эту проблему решать. Он во многом повторяет опыт своего предшественника Бориса Ельцина, который, объявив Путина своим преемником, помог ему стать президентом.

Сегодня Путин стоит перед той же проблемой. Назначение губернаторов – хорошая возможность добиться от них поддержки преемника Путина региональными элитами на предстоящих президентских выборах.

С чем связаны риски этих изменений? Они объективно ведут к ослаблению оппозиции в России. Может произойти уход от обсуждения альтернативных решений, от серьезной критики того, что делает правительство и администрация президента. А если нет критики, то власть слабеет. Кроме того, новая процедура избрания губернаторов ослабляет принципы федерализма и усиливает унитарные начала.

В этих условиях было бы очень опасным, если бы начали портиться отношения России с Западом, который часто склонен видеть в российских изменениях отступление к авторитаризму. Улучшение отношений России с Западом было очень важным прорывом последних лет. Ведь благодаря этому для России открылась возможность войти в число демократических стран.
Поэтому демократическое влияние Запада на Россию очень важно. Если Запад будет активно сотрудничать с нами, помогать президенту, а если надо, то и конструктивно критиковать, то России будет гораздо легче удержаться в демократическом поле. –0-

Лента новостей
0