РОССИЯ : Реформа образования решает все

Подписаться
Россия выполнит сверхзадачу – развития инновационной экономики, если удачно модернизирует систему образования. Под этим девизом 9 декабря прошли заседания Правительства и парламентские слушания, на которых запущенная в 2000 году образовательная реформа была скорректирована снова.

Россия выполнит сверхзадачу – развития инновационной экономики, если удачно модернизирует систему образования. Под этим девизом 9 декабря прошли заседания Правительства и парламентские слушания, на которых запущенная в 2000 году образовательная реформа была скорректирована снова.

 В истории России эта сфера перестраивалась уже 30 раз. На 31-й раз учитываются мнения всех, кто сейчас вовлечен в образовательный процесс: самих учащихся, их родителей, региональных властей, ученых, бизнес-сообщества и профессиональных ассоциаций. Думают всем миром, ищут гибкий и практичный вариант. Для России эта реформа – дело чести, по словам премьер-министра Михаила Фрадкова, «одна из главных задач». Образование должно стать более доступным, качественным,  современным и инвестиционно привлекательным. 
 «Отказ от бюджетной оплаты образования абсолютно исключен», - подчеркнул вчера министр образования и науки Андрей Фурсенко. Напротив, число бесплатных мест в вузах растет. «Должно быть 170 студентов на 10 тысяч населения, а реально у нас 204 студента на 10 тысяч обучаются за счет бюджета», - отметил министр. Нужно шире практиковать образовательное кредитование, считают эксперты. На этот эксперимент вузы уже решаются, в том числе главный в стране – Московский Государственный университет (МГУ) им. Ломоносова.
 Высшей школе придется к 2008 году перекроить свои программы и с традиционного 5-летнего обучения перейти на двухуровневое – с 3-4-летним бакалавриатом и 1-2-летней магистратурой. Для многих университетов, программы которых перегружены, это будет непростой задачей. Да и российские работодатели явно не жалуют бакалавров, воспринимая их как «недоученных» специалистов.

Так что вузы-лидеры пока отказываются от опытов двухуровневого образования. «Нельзя слепо копировать западную систему. Так мы можем понизить свой уровень», - убежден ректор МГУ Виктор Садовничий. Высококвалифицированных врачей, химиков, физиков, математиков, инженеров, биологов невозможно подготовить за 4 года. Естественные науки, дающие России (и миру, в силу «утечки мозгов») отличных специалистов, в конце концов, отстояли: здесь сохранится 5-летнее обучение.

А вот глобальная перекройка школьной программы, видимо, неизбежна. Минобразования вняло жалобам детей, родителей, психологов и врачей и решило сократить число обязательных уроков. Недельная перегрузка учеников сейчас около 30%. Оптимизировать программу поможет также «предшкольное образование» - с 5-6 лет - и профильное обучение, гуманитарное или естественнонаучное, в старших классах всех школ. В идеале выпускнику с такими углубленными знаниями можно будет обойтись и без подготовительных курсов при вузах.

 Иными словами, экономия. Единые государственные экзамены (ЕГЭ), объединяющие выпускные за школу и вступительные в вуз, по идее тоже должны экономить семейные средства и расширять доступ к столичному образованию для талантливых провинциалов. ЕГЭ сдаются на месте, а результаты их можно рассылать почтой, причем в несколько вузов сразу. В новом году в них будет участвовать уже 80 регионов. Еще одним плюсом этой системы считается ее прозрачность и беспристрастность оценки – «вердикт» каждому ученику выносит независимая комиссия. Однако есть одно «но»: не всякие знания можно проверить тестами. ЕГЭ рискуют стать тем Прокрустовым ложем, в которое не умещается ни умение размышлять, ни «творческая жилка». В Москве эксперимент просто провалился.

А потому по настоятельным просьбам ректоров многих вузов, учеников и их родителей остается альтернатива: ЕГЭ или обычные вступительные экзамены в вуз. Для ребят, поступивших по результатам ЕГЭ, установят государственные именные финансовые обязательства. Чем лучше ты сдал экзамен – тем больше денег на тебя выделит государство.

Повышение качества всех видов образования, модернизация содержания – еще один аспект реформы. «У нас расширяются очаги псевдообразования, учащиеся вместо учебы просто отбывают время», - сетует ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Молодых специалистов приходится доучивать и переучивать. Что и говорить, если в метро и на улицах стоят люди с табличками «Продаю дипломы». Система образования слабо связана с рынком труда - в России избыток низкоклассных юристов и экономистов и нехватка высококвалифицированных кадров в других областях.

Скоро заказ на специалистов будет формироваться с учетом нужд государства и работодателей. Законодательная основа еще только готовится. Они должны были бы вносить и дельные коррективы в вузовские программы. Так оно, возможно, и будет - к 2008 году. Это «дедлайн» реформы. -0-

Лента новостей
0