Оранжевая или «каштановая революция» в соседней Украине, на которую российская оппозиция все последнее время взирала с нескрываемой завистью, в конечном итоге, вселила в нее не надежду, а скорее уныние. Сравнительный анализ ситуации в двух странах показал, что в ближайшие несколько лет никакой «березовой», то есть, русской революции, схожей с теми, что произошли в Грузии или на Украине, не будет.
Таков едва ли не главный вывод, к которому пришли участники состоявшегося 12 декабря в Москве Гражданского конгресса, в котором приняли участие партии, потерпевшие поражение на последних парламентских выборах.
Состав конгресса получился довольно пестрым, от либералов до коммунистов.
Последние, хотя и вошли в нынешний парламент, реального веса там не имеют, так что по праву присоединились к остальным неудачникам: СПС (Союз правых сил), «Яблоку» Григория Явлинского и другим оппозиционерам, которые сами себя грустно называли в ходе форума не иначе как политическими маргиналами.
Причин для уныния немало. Во-первых, оппозиция никак не может объединиться. Разговоры о создании единой партии правых начались задолго до проигранных выборов, активно велись сразу же после поражения и продолжаются сейчас, однако, пока идет процесс не укрупнения, а дробления правых сил.
Покинувшая ряды СПС Ирины Хакамада создала еще одну маргинальную правую партию. Озвученная на днях инициатива «Яблока» - строить общую партию на основе именно «яблочной» структуры, как всегда вызвала полемику и вряд ли приведет к каким-либо конкретным результатам: слишком памятна былая междоусобица, все еще тлеют в душах бывших властителей дум личные амбиции. Российские правые с надеждой ждут появления новых лиц, но среди участников Гражданского конгресса их опять не нашлось. Новым было только единение правых и левых оппозиционеров в одном зале, откуда они, впрочем, снова разошлись по своим партийным квартирам.
Между тем, уже на ближайших парламентских выборах порог, который должны будут преодолеть партии, чтобы попасть в Думу, поднимется с 5 до 7%. Пока эта планка для всех участников конгресса, за исключением коммунистов, представляется почти недосягаемой. Как сообщил один из бывших лидеров СПС Борис Немцов, на недавних провинциальных выборах его однопартийцы сумели преодолеть заветную планку лишь в двух регионах, а «яблочники» нигде не преодолели и 5%.
Две другие беды оппозиции это президент и народ. Президент Путин, как показывают все последние рейтинги, популярности не утратил. И поэтому «оранжевый опыт» для России пока не применим. По мнению оппозиции, причины непреходящей взаимности президента и народа объясняются следующим. «Есть некие материальные обстоятельства, рубль крепче, чем доллар, - заметил все тот же Немцов. - Никуда от этого не деться, это правда. Есть экономический рост… И профицит бюджета существует, огромный стабилизационный фонд есть, президент может… индексировать пенсии, индексировать заработные платы людям, повышать жалование военным… И плюс зомбирование через телеканалы».
Если первую часть объяснения можно принять - экономика России, хотя и развивается не без проблем, тем не менее, даже, по мнению иностранных экспертов, движется в верном направлении, то вопрос о «зомбировании» российского народа, по меньшей мере, спорен. Путин появляется на экранах не чаще, чем его предшественник Ельцин или лидеры оппозиции, в ту пору, когда многие из них сами входили во власть. Главная беда правых не в отсутствии трибуны, а в том, что они стали не интересны как лидеры.
Их критика власти в чем-то справедлива, ну и что? Все огрехи власти народ по большому счету знает и так. Для того, чтобы заглянуть в собственный карман или почувствовать, насколько безопасна его жизнь, гражданину России не нужны ни Явлинский, ни Немцов, ни Хакамада. Российской демократии нужна состязательность идей, но именно этого и не могут сегодня обеспечить правые. Старые оракулы уже давно сказали, все что думают (и даже постояли за государственным рулем), а новых плодотворных идей у правых пока нет. Какой же смысл допускать их снова к рулю? Дело не в том, что власть «душит правых», а в том, что их нынешние лидеры уже давно себя исчерпали.
Что же касается самой либеральной идеи, то она не просто нужна, а жизненно необходима стране, которая только заинтересована в конкуренции на политическом поле. Россия ждет возвращения правых, но только уже в новом составе и с новыми мыслями. Будут мысли и харизматические лидеры, появятся и трибуна, и проценты на выборах. Причем, без всякой «березовой» революции. -0-