РОССИЯ : Стратегия русских музеев

Подписаться
Ажиотаж вокруг продажи картин русских художников на последних аукционах «Кристи» в Лондоне, может быть, и касается исключительно русских покупателей. Но он лишний раз придал энтузиазма наилучшим российским музеям, которые, неожиданно для многих, успешно вписались в новую эпоху.

Ажиотаж вокруг продажи картин русских художников на последних аукционах «Кристи» в Лондоне, может быть, и касается исключительно русских покупателей. Но он лишний раз придал энтузиазма наилучшим российским музеям, которые, неожиданно для многих, успешно вписались в новую эпоху.

Пожалуй, наиболее энергично развивается сегодня король петербургских музеев, «Эрмитаж». Музей первым в мире предложил желающим скачать со своего  электронного сайта  для заставки мобильного телефона репродукцию одной из картин в собрании музея. Ежемесячно несколько тысяч человек – за умеренную плату - приобретают электронные миниатюры картин Гогена, Рембрандта, Леонардо да Винчи, Пикассо. В коллекции для мобильников 30 шедевров мировой живописи.

Первым в мире Эрмитаж рискнул в свое время вместе с музеем Гуггенхайма открыть выставочный зал в американском Лас-Вегасе. Столица казино - весьма непривычное место для размещения серьезной экспозиции. У многих музейщиков мира это решение вызвало негативную реакцию. Акцию осудил, например музей «Метрополитен» устами своего директора Филиппа де Монтебелло.

И что же? Сегодня сам «Метрополитен» открыл в Лас-Вегасе свой магазин, а вслед за Эрмитажем в отель «Венеция», где разместилась экспозиция, повезли свои выставки и Бостонский музей, и Phillips Collections.

Эта активность во многом зависит от энергии директора Эрмитажа, остроумного и элегантного Михаила Пиотровского, который сменил на этом посту своего отца, советского искусствоведа Бориса Пиотровского. Длинный шарф Пиотровского пленил многих корреспондентов. Между тем любимчик русских масс-медиа -  один из самых серьезных ученых России.

- Убежден, - говорит Михаил Пиотровский, - музей не контора по организации выставок, а научная площадка. Возглавлять ее вправе только ученый. Как в Лувре или Британском музее. Ученый может стать хорошим менеджером, а вот обратный процесс затруднителен. В менеджере все равно живет бизнесмен, и коммерческий интерес в какой-то момент может перевесить научный.

Московский государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина проводит внешне более консервативную культурную политику, но не менее результативную. Его последняя акция – «Пикассо: отражения - метаморфозы». Ее изюминка в параллельной экспозиции прославленных картин, послуживших Пикассо для смелых подражаний. Слева шедевр Веласкеса «Портрет инфанты Маргариты» справа гениальная вариация Пикассо, где черты принцессы искажены до карикатуры и в то же время полны грациозной экспрессии и шарма.

В экспозиции использованы как картины из обширного собрания  самого музея, так и графические серии из музеев Парижа и Барселоны.

Одновременно в филиале музея развернута впечатляющая выставка «Искусство ХХ века из собрания «Дойче Банка». Здесь русский зритель впервые увидел, например,  подлинники Макса Бекмана, его живопись и скульптуру.

Культурная стратегия  директора музея Ирины Антоновой более сдержана, но не менее амбициозна, чем агрессия Эрмитажа. Она сторонник неожиданных сравнений, музыкальных вечеров в стенах музея, любитель взаимных обменов шедеврами. Благодаря ей изысканное собрание музея впервые отправилось путешествовать за границу, при советской власти этого практически не происходило.

Сокровищница русской живописи Третьяковская галерея выбрала иной вектор интересов, ее партнеры в первую очередь провинциальные галереи и музеи России. Россия слишком велика, и столичному жителю трудно добраться до собраний далекого Омска в Сибири или Архангельска на Севере.

Третьяковка предоставляет уникальную возможность показать в столице коллекции провинциальных музеев, до которых только самолетом надо лететь три, а то и пять часов. А сам феномен провинциальных музеев России – результат культурной политики советского государства, которое методично рассылала по глухим уголкам страны прекрасную живопись.

Порой для таких посылок разрушалась цельность уникальных коллекций. Но задачи культурного воспитания масс были важнее музейных слез. В результате практически каждый музей где-нибудь в глухой Рязани или курортном Краснодаре поразит глаз знатока шедевром Сомова или Куинджи, а уж Шишкин и Айвазовский – корифеи «Сотбис» и «Кристи» – есть в каждом музее страны.

Но и Москва с Петербургом – пусть не очень охотно -  везут свои шедевры в провинцию. Так, недавно парадный портрет императрицы Екатерины II кисти Левицкого – из собрания петербургского Русского музея - был торжественно показан в Новосибирске.

Ажиотаж на аукционах «Сотбис» и «Кристи» создан в основном русскими миллионерами, которые еще недавно были бедными посетителями провинциальных музеев и столичных вернисажей. А сегодня этот покупатель может потратить на «Лесной пейзаж» Шишкина 766 850 фунтов стерлингов.

Правда, большинство покупок совершается анонимно, русский собиратель по инерции советского времени остерегается афишировать и свое состояние, и свое имя.

Москва становится третьим центром мирового искусства после Нью-Йорка и Лондона - потеснив Париж. Стоит только раскрыть столичную афишу, как глаз теряется в сотнях культурных акций. Только сегодня в Москве проходит выставка Ильи Кабакова, выставка «Москва-Берлин» в музее архитектуры, выставка классической фотографии от Энди Уорхолла до Хельмута Ньютона, ретроспектива соцарта, выставка рисунков Пармиджиано, международный фестиваль авторской куклы, выставка авангардных новогодних елок в виде ангелов и трубочек для коктейля, живопись немецких мастеров в Академии Художеств, экспозиция работ гениального Валентина Серова к 140-летию художника, плакаты Испании, акварели Сергея Беклемишева на библейские сюжеты, выставка художников на приз президента, демонстрация спортивных элитных лошадей в спорткомплексе, живопись русского средневековья… список насчитывает больше 100 событий только одного дня.-0-

Лента новостей
0