Россия обладает самыми крупными разведанными запасами природного газа (ПГ) в мире и восьмыми по величине нефтяными резервами. Расширяющийся экспорт энергетического сырья основная причина длящегося уже несколько лет впечатляющего роста экономики.
В этом году, по словам Германа Грефа, министра экономического развития и торговли, ожидается рекорд в продаже ПГ за рубеж – 198 млрд. куб м. (В 2003 г – 189,4 млрд. куб м). К 2007 году газовый экспорт по данным министра может достичь 243 – 252 млрд. куб. м.
Находящееся под контролем государства акционерное общество «ГАЗПРПОМ» в прошлом году имело $16,5 млрд. экспортных доходов, из которых чистая прибыль превысила $ 7 млрд. В уходящем году по прогнозам российских аналитиков сумма экспорта газового концерна достигнет $ 18 млрд.
Напомним, что российский концерн экспортирует газ в 9 стран Европы (в т.ч. и в Турцию). В 2003 г в Западную Европу было продано 90 млрд. куб м, в Восточную 43,3 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии 42,6 млрд. куб м.
НОВЫЕ ГАЗОПРОВОДНЫЕ ПРОЕКТЫ
Старый Свет в обозримом будущем останется главным торговым партнером «ГАЗПРОМА». Есть сведения, что по уже подписанным контрактам, европейский экспорт к 2010 году достигнет 180 млрд. куб м ПГ. Для этого уже строится газопровод «Ямал-Европа» через Белоруссию и Польшу, мощностью прокачки до 35 млрд. куб м. И изучаются новые проекты, в том числе и Североевропейский газопровод (СЕГ).
Чрезвычайно амбициозный транспортный проект позволит поставлять сибирский газ напрямую клиентам, минуя территории иностранных государств. Почти 1200-километровый подводный газопровод, пройдя по нейтральным водам, свяжет российский Выборг (Финский залив) и Германию. И далее по имеющимся транспортным артериям газ пойдет на Британские острова.
Планируется, что мощность однониточной (диаметром 1067 мм, рабочее давление - 200 атмосфер) магистрали по российскому проекту - 19 млрд куб. м. И 30 млрд. куб. м., если на балтийское дно лягут две трубы. Несомненно, что опыт Газпрома, приобретенный при прокладке глубоководного газопровода "Голубой поток" в Турцию через Черное море, найдет применение на Балтике.
Подводный газопровод, несмотря на его стоимость в почти $ 6 млрд., имеет ряд преимуществ. Главное – отпадает необходимость договариваться почти с полудюжиной стран и платить за транзит этим же газом. Магистральный "кран" останется в руках Москвы.
Естественно, "балтийский" путь русского газа в Европу стал не очень приятным сюрпризом для соседних с Россией государств. Прекрасно чувствующих себя транзитными посредниками.
РОССИЙСКИЕ ГАЗОВЫЕ ПРОЕКТЫ и ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Особенностью СЕГ будут подводные ответвления от основной трубы на Калининградскую область, Финляндию, Швецию, Данию. Британия - конечный пункт проектируемой газовой магистрали и один из крупнейших потребителей в Европе: Объединенное Королевство в год потребляет более 100 млрд. куб. метров.
Спрашивается, зачем Великобритании российский газ? Здесь пока нет дефицита собственного. Более того, английский шельф удовлетворяет не только потребности национальной экономики, но и позволяет вывозить часть добываемого газа на континент. Резервный газопровод из Европы Interconnectorе, мощностью прокачки в 20 млрд. куб. м. в год, сейчас работает в реверсивном режиме, прогоняя 5 млрд. куб. м. английского газа под Ла Маншем на экспорт.
Но ближайшая перспектива менее радужна. Британские аналитики предрекают постепенное (2% в год) падение добычи английского газа. Причем, это будет происходить на фоне возрастающих потребностей экономики. Уже вырисовывается газовый дефицит к 2010 - 85 млрд. куб. м. В случае же реализации СЕГ сибирский газ начнет поступать в Великобританию после 2007 года. А выход на проектную мощность планируется в 2010 году.
В реализации проекта СЕГ Европейский Союз видит важнейшее звено будущего общеконтинентального энергетического поля. Поэтому три года назад СЕГ занял первую позицию в списке приоритетных начинаний и ЕС ему присвоил статус TEN (принадлежность к Трансъевропейским сетям).
На европейском континенте два мощных производителя газа: Россия (в 2004 году будет добыто около 640 млрд. куб.м.) и Норвегия (около 80 млрд. куб.м.). И еще несколько стран, добывающих его в относительно небольших объемах. Доля Москвы и Осло - основных игроков на европейском газовом рынке составляет, соответственно, 25% и 15%.
Но уже есть прогнозы, что российский сегмент в ближайшие 20 лет превысит 50%. У Москвы и Осло есть потенциал для увеличения добычи и экспорта "голубого топлива". Но, если российский шельф Баренцового моря (Штокмановское месторождение) и заполярные газовые провинции Урала и Сибири еще только предстоит по-настоящему освоить, то в Норвегии, по самым оптимистическим прогнозам, гигантское месторождение "Тролль" к 2030 году останется чуть ли не единственным на шельфе.
Поэтому многие в Европе склоняются к парадоксальной мысли, что конкурентами российскому газу на континенте в перспективе вероятнее всего станет …российский сжиженный природный газ (СПГ), а в отдаленной перспективе и российская электроэнергия.
РОССИЙСКИЙ СПГ
При нынешних темпах добычи природного газа Сибири и Севера хватит на 81 год. Поэтому Россия намерена развивать производство и экспорт сжиженного газа. Все мировое потребление СПГ в 2003 году немного не дотягивало до 140 млн. т. из которых 11 млн. т приходилось на США. Но уже к 2010 году только импорт СПГ в США достигнет 46 млн.т
Сейчас в России работает 17 сравнительно небольших производств, суммарной мощностью порядка 7 млн. т СПГ (2001 г). Половина произведенной продукции, потребляется нефтехимическими предприятиями. Остальное экспортируется, используется в жилищной и транспортной сферах. Так, в 2002 году было на экспорт произведено немногим более 1 млн. т., в основном для поставок в страны СНГ и Балтии.
Из проектов по строительству современных производств СПГ отметим уже строящееся предприятие - «Пригородное» на юге Сахалина (мощностью – 9,6 млн. т. в год), который вступит в строй в 2007 году. Потребителями будут японские и корейские энергетические компании. Американцы также заинтересованы в сахалинском СПГ и заключили многолетний контракт на поставку отсюда 37 млн. т.
Транспортировка будет осуществляться американскими танкерами на терминал Energia Costa Azul, строящийся в мексиканском штате Баха Калифорния. Всего же в расчете, в том числе и на российский СПГ, в США запускается программа строительства на Восточном побережье от 20 до 34 терминалов по приему СПГ (ныне действует всего 4).
В европейской части России интересен проект совместного проекта ГАЗПРОМА и Петро-Канада по сооружению близ Петербурга мощного завода по производству СПГ. Есть информация и о том, что другой партнер российского газового концерна - Шеврон-Тексако также прорабатывает возможность строительство завода по СПГ в Европейской части России.
Свои предложения по освоению Штокмановского месторождения в Баренцовом море и сооружение завода СПГ уже предложили России американская ConokoPhilips, Норвежская Norsk Hydro, французская Total, международная группа Royal Dutch-Shell.
Перспективно для России и сотрудничество с Норвегией. Именно норвежцы с 2002 года реализуют первый в Европе проект по сжижению газа с полярного месторождения "Сновит" ("Белоснежка") в норвежской части Баренцева моря. Его извлекаемые запасы оцениваются в 190 млрд. кубометров газа и более чем 20 млн. тонн конденсата. Хотя «Сновит» в 15 раз меньше газоконденсатного Штокмановского месторождения, запасы которого составляют 3,2 трлн. кубометров газа и 31 млн. т конденсата, условия их разработки аналогичны.
Оба находятся на заполярном шельфе, заводы по производству СПГ предполагается строить на берегу - в Хаммерфесте и Мурманске, а от месторождений до заводов прокладывать по дну трубопроводы с буровых платформ соответственно на 143 км и 300 км. Мощность первой линии норвежского завода - 4 млн. тонн СПГ в год, предполагаемая мощность мурманского завода – свыше 10 млн. тонн. Поэтому так важен специалистам ГАЗПРОМА норвежский опыт.
КАК ОТПРАВЛЯТЬ ГАЗ В ЕВРОПУ: МОРЕМ ИЛИ ПО ТРУБЕ?
Представляется наиболее вероятным, когда параллельно будут осуществляться оба варианта. Завершается исследование проекта СЕГ и подготовка его технической документации. Создается финансовый международный консорциум для строительства СЕГ. Одновременно начнется освоение газовых месторождений на полярном шельфе, станет ясна стоимость заводов по производству СПГ в Мурманске, Арханхельске и на Балтике (порт Усть-Луга). Есть также планы строительства под сибирский газ завода СПГ в Архангельске.
Относительно Усть-Луги, правда, есть некоторые сомнения. Балтика уже достаточно загружена танкерами с российской нефтью. Еще немного и нагрузка на мелководные датские проливы станет предельной. Более северные города, с выходом в Северную Атлантику имеют ряд преимуществ для танкерной доставки СПГ: незамерзающие порты, а значит круглогодичную навигацию и прямую дорогу на газовые терминалы Восточного побережья США. -0-