Российский фондовый рынок имеет на 2005 год неплохие перспективы - если ему не будут ставить подножки.
Напомню, что еще летом российские власти обеспокоились ситуацией на фондовом рынке, отмечая его узость и слабость. Руководитель федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин говорил тогда, что его необходимо развивать и расширять за счет акций второго эшелона. И кабинет министров эти устремления поддержал. Однако ничего существенного, что дало бы толчок развитию российского рынка акций, не было сделано. Если не сказать обратного – многие действия чиновников в последнее время только отпугивают инвесторов.
Что же можно ожидать от фондового рынка в следующем году? С одной стороны макроэкономические условия говорят о том, что в России все благоволит росту рынка акций: высокие цены на нефть, профицит бюджета, колоссальные золотовалютные резервы. Зарубежные инвесторы даже «простили» России историю с ЮКОСом – в разгар ее крупнейшие мировые рейтинговые агентства, Moody’s и Fitch Ratings, присвоили стране инвестиционный рейтинг. В начале 2005 года эксперты ожидают, что эту тенденцию поддержит и самый большой авторитет для консервативных инвесторов ¬– агентство S&P.
Более того, по оценкам российского Бюро экономического анализа интерес внешних инвесторов к российским акциям поддерживается не только усилением позиций России на мировом экономическом и политическом пространстве, но и повышением уровня капитализации российских компаний. В последние два года российские фирмы и корпорации по своим показателям стали сопоставимы с лидерами международного бизнеса и получили международный статус. Да и дивидендная доходность российских акций выросла за последние четыре года с 0 до 2% годовых в долларах США, что соответствует уровню многих развитых рынков.
В идеале, поэтому, 2005 год должен был бы стать для фондового рынка вполне успешным. Прежде всего потому, что потенциал роста у него колоссален. Сегодня на российском фондовом рынке из более чем тысячи котируемых акций ликвидны не более двадцати. Десять самых крупных из них, так называемые «голубые фишки», обеспечивают около 95% общего торгового оборота фондовой системы. Причем на долю акций нефтегазового сектора приходится 70% всего российского рынка ценных бумаг (из них на долю РАО «Газпром» — почти 22%).
Однако в России работает порядка 40 тысяч акционерных обществ, в том числе весьма здоровых и перспективных. Это и есть резерв для роста рынка. Следующий год может стать годом акций второго эшелона. Но для этого нужны определенные условия.
Сами предприятия второго эшелона по уровню корпоративного управления начинают подтягиваться к первому. Они понимают, что для привлечения инвестиций необходимо выйти на фондовый рынок, на открытую продажу акций. Порядка 30 компаний потенциально готовы к такому шагу. Но чтобы эти акции начали котироваться, на рынке должны быть деньги. Которые сейчас, увы, все больше выводятся из страны. К концу года отток капитала из России составит $12-15 млрд. И, тем не менее, надежды на их возврат есть.
По мнению профессора Высшей школы экономики Николая Берзона, главное сейчас – чтобы российские власти не спугнули инвесторов резкими выпадами против тех или иных компаний, как это было с ЮКОСом. И когда S&P присвоит России инвестиционный рейтинг, в Россию, скорее всего, придут большие и длинные деньги пенсионных фондов, страховых компаний Западной Европы, США. Это колоссальные ресурсы. Частично они будут вкладываться все в те же акции первого эшелона, как в наиболее надежные финансовые инструменты. Но некоторые из этих акций и так уже достаточно дороги. Поэтому часть наиболее рискованных инвесторов начнут играть на акциях второго эшелона.
Если это действительно произойдет – фондовый рынок продолжит динамично развиваться. Потенциал расширения емкости рынка за счет ценных бумаг второго и третьего эшелона оценивается в несколько десятков раз по сравнению с нынешним состоянием.
Кстати, на сегодняшний день даже российские «голубые фишки» по сравнению с аналогичными зарубежными компаниями недооценены в среднем в 3-5 раз. Возьмем тот же "Газпром", разница в цене его акций на внутреннем рынке и ADS - 80%. У акций же второго эшелона потенциал роста – 10-15 раз. Так что они могут быть весьма привлекательными.
Есть и другие направления роста фондового рынка. Сегодня на свободном рынке обращается от 8% (РАО «ЕЭС России») до 60% акций (НК «ЛУКойл») от общего количества выпущенных в обращение ценных бумаг каждого эмитента. Спрашивается, а где залежалось остальное? Держится в качестве резерва? По оценкам Бюро экономического анализа, потенциал расширения емкости рынка только за счет увеличения количества на нем ценных бумаг категории «голубые фишки» составляет до 3-5 раз.
То есть все внешние предпосылки для благополучного роста налицо. Но фондовый рынок очень чувствителен к различным политическим событиям. Вспомните, какая паника началась у инвесторов, когда налоговые органы России предъявили ЮКОСу претензии. На днях то же ведомство пожаловало с аналогичными вопросами к не менее известной компании «Вымпелком». Несмотря на то, что ее финансовая отчетность была заверена всемирно известной аудиторской компанией «Прайсуотерхаус». Спустя некоторое время выяснилось, что чиновники ошиблись, но рынок-то уже отреагировал падением цен на ценные бумаги этой компании. Суть происшедшего – что в такой туманной ситуации инвесторам вообще не ясны правила игры.
Еще неизвестно, например, что случится с рынком акций, если Счетная палата РФ все же выступит, как обещает, с уже подготовленным списком компаний, которые что-либо нарушили в процессе приватизации государственной собственности РФ в 1993-2003 годах.
Так что в следующем году динамику развития фондового рынка России будет определять переменчивое настроение госчиновников. Но даже самый оптимистичный прогноз говорит о том, что 2005 год уйдет на восстановление доверия иностранных инвесторов к российскому рынку. В страну придет не более $5-6 млрд. инвестиций. Однако уже концу 2005 года индекс РТС вернется на отметку 700-720 пунктов. То есть отыграет то падение, которое произошло в 2004 году. –0-