В минувшее воскресенье в России все же состоялся аукцион по продаже 77% нефтедобывающей компании "Юганскнефтегаз" – крупнейшей "дочки" российской нефтяной компании ЮКОС. Как и следовало ожидать, временный запрет на ее продажу, который попытался наложить за несколько дней до этого Американский суд по банкротствам, не мог повлиять на аукцион, потому что ни американские, ни, скажем, ангольские или парагвайские суды юрисдикции на чужой территории не имеют. И тут неожиданностей не было.
Главной неожиданностью прошедшего мероприятия стал сам покупатель «Юганскнефтегаза» – компания "Байкалфинансгруп". Эта никому не известная российская компания всего за 4 минуты победила в схватке за нефтяной актив такого гиганта, как «Газпромнефть». Да и схватки как таковой не произошло. Изначально компания "Байкалфинансгруп" предложила за пакет акций "Юганскнефтегаза" 260 миллиардов 753 миллиона 447 тысяч 303 рубля 18 копеек, что на пять шагов превышало стартовую цену (порядка 8,5 млрд. долларов). В ответ на что «Газпромнефть» тихо ретировалась.
Так что неудивительно, что главным вопросом, вышедшим на первые полосы российской прессы, стало происхождение загадочной компании "Байкалфинансгруп". Даже человек, временно исполняющий обязанности председателя Российского фонда федерального имущества – то есть устроитель аукциона - Юрий Петров признался, что не располагает данными о том, интересы какой компании представляет ООО "Байкалфинансгрупп". В настоящий момент мнения аналитиков по поводу того, кто стоит за покупателем "Юганскнефтегаза", разделились: большинство специалистов сходятся на том, что его корни все равно следует искать в «Газпроме» или аффилированных с ним структурах. Среди других возможных хозяев "темной лошадки" рассматриваются и "Сургутнефтегаз", и Millhouse Capital (основной акционер "Сибнефти"), и даже некая китайская компания.
Политические и экономические круги так же живо обсуждают воскресное мероприятие. Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс назвал итоги аукциона по "Юганскнефтегазу" "скандальными": «Никто из известных мне предпринимателей слыхом не слыхал ни про какой "Байкалфинансгруп".
«Сделки такого уровня, которые влияют на экономическую целостность страны, освещаются на Западе досконально, а у нас все происходит на уровне догадок. Сейчас ни один аналитик не сможет сказать, чем это закончится", - полагает Председатель комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Михаил Одинцов.
Понятно, что сам ЮКОС в лице менеджмента посылает в адрес обидчиков проклятья. Кем бы ни был покупатель, Group Menatep собирается преследовать его по всему миру, оспаривая итоги торгов в западных судах и арестовывая всю экспортную нефть компании. Впрочем, касаться это может только зарубежных активов. По мнению партнера адвокатского бюро “Маркс и Соколов” Брюса Маркса, доказать свои претензии в российских судах Group Menatep не сможет. И в самом деле, по российским законам все условия проведения аукциона были четко соблюдены.
Если посмотреть на проведенный аукцион повнимательнее, можно заметить сходные черты с так называемыми залоговыми аукционами, которые были популярны в 1995-96 годах. Очевидно, что и цена, уплаченная за пакет акций "Юганснефтегаза", не вполне адекватна. Известно, что "Дойчебанк" оценил недавно активы «Юганскнефтегаза» в сумму порядка 18 млрд. долларов. Однако на аукцион пакет акций был выставлен с уценкой в 2 раза. Да и в борьбу за актив в конечном итоге вступили всего 2 компании, хотя изначально в деле фигурировала четверка претендентов. Но неожиданно двое бесследно растворились.
То есть ситуация сходна с прежними временами, когда государство, проводя аукцион, преследовало одну цель – передать те или иные активы не сильнейшему игроку, а тому, кому надо. Подобное произошло несколько лет назад, когда компания «Славнефть» досталась теперь уже всемирно известному владельцу клуба «Челси», а тогда незаметному общественности предпринимателю Роману Абрамовичу. Хотя конкурирующие с ним китайцы предлагали сумму в два раза больше.
Но в данном случае судьба сыграла с владельцем ЮКОСа Михаилом Ходорковским злую шутку. Ведь сам он получил “ЮКОС” по дешевке, используя при этом государственные средства и правила залогового аукциона. И примерно в таких же условиях. Экс-министр экономики Евгений Ясин вспоминает, что тогда победителем аукциона тоже стала неизвестная компания — “созданная за три дня до торгов фирма "Лагуна", зарегистрированная в городе Талдоме Московской области".
Более того, упорство нынешнего менеджмента ЮКОСа в поисках правды в иностранных судах может привести к обратному результату. Дотошная западная юстиция вынуждена будет осудить и действия неведомой «Лагуны».
Возникает вопрос, а не повредит ли России скандальное расчленение ЮКОСа? Многие называют это предприятие «дойной коровой», которую отправили на убой. По мнению директора банковского института российского государственного университета «Высшая школа экономики» Василия Солодкова, эта неприглядная по своей непрозрачности сделка может нанести урон имиджу страны и как результат – привести к снижению ее инвестиционной привлекательности.
Однако чисто экономического урона страна не понесет. Даже наоборот. Государству все равно, кто будет управлять отраслью, в которую последние инвестиции делались еще в 80-х годах. Тот же "Юганскнефтегаз" требует огромных вложений. Ведь вся его инфраструктура, включая трубопроводы, давно прогнила. Сегодня в плохом состоянии и нефтеперерабатывающие заводы. Все эти годы никто не занимался разведыванием новых месторождений. Россия живет на тех запасах, которые были открыты еще в советское время. Они скоро закончатся, а что дальше? Прежние владельцы в развитие отрасли не инвестировали. И вот результат. –0-