РОССИЯ : Иван Тургенев - первый русский космополит

Подписаться
Русского писателя Ивана Тургенева на родине почитали: превозносили за точность образов и за стиль, создали музей в его родовом поместье Спасском-Лутовинове, не раз составляли биографию, экранизировали его романы. Великие не так уж редко удостаиваются такой чести. Не хватало одного: фильма о самом Тургеневе, о его жизни – русско-европейской, космополитической, долгие месяцы которой были отданы его второму дому – Франции и третьему – Германии.

Русского писателя Ивана Тургенева на родине почитали: превозносили за точность образов и за стиль, создали музей в его родовом поместье Спасском-Лутовинове, не раз составляли биографию, экранизировали его романы. Великие не так уж редко удостаиваются такой чести. Не хватало одного: фильма о самом Тургеневе, о его жизни – русско-европейской, космополитической, долгие месяцы которой были отданы его второму дому – Франции и третьему – Германии.  

 Такой фильм решил снять молодой француз, выпускник «российского киноуниверситета» - ВГИКа – и автор нескольких лент, показанных главными российскими телеканалами, Марк Звигильский. О Тургеневе и его друзьях – Полине и Луи Виардо, Флобере, Мопассане, братьях Гонкурах, Жорж Санд, Шопене и Листе – режиссер может рассказывать бесконечно. В его семье биографию Тургенева знают до мельчайших деталей.

Отец Марка Александр Звигильский, профессор Сорбонны, занимающийся сравнительным литературоведением (Россия и Испания), председатель Общества друзей Тургенева и один из лучших европейских тургеневедов, в 1983 году – спустя ровно век после смерти писателя - создал его мемориальный музей в парижском предместье Буживаль. Часть средств обеспечил пианист-гений Святослав Рихтер, дав здесь концерт.  
Буживальское имение Иван Тургенев купил в 1874 году для Полины Виардо. В семье этой талантливой певицы жил не только он сам, но и его единственная – и незаконная – дочь, тезка Виардо. Поместье было знаком благодарности «божественной Полине» и – неиссякающей, почти 40-летней любви к ней. Здесь Тургенев построил для себя дом, немного напоминавший дом на русской родине, в Спасском-Лутовинове, и написал последние произведения. В Буживале он умер в 1883 году.

Семья Звигильских любовно воссоздала интерьер дома, водила экскурсии по музею, открывала новые факты из жизни писателя. Из России до Буживаля добираются, в основном, специалисты: литературоведы, писатели, музыканты, хранители музеев. Нужно снять фильм о «русском европейце» для широкой публики, убежден Марк Звигильский.

«Мне хотелось бы показать его путь по Европе, - говорит режиссер. – Тургенева там сейчас мало знают, в отличие от Толстого, Достоевского, Чехова. Между тем, в 19 веке Тургенев был в центре европейской культуры, влиял на умы. Он нес европейскую культуру в Россию, а русскую – в Европу, он был философом-западником, приверженцем сближения России с Европой.

Тургенев блестяще знал русскую историю и философию. Он был интеллектуалом, человеком очень живого ума, любил встречаться с людьми и обмениваться идеями. Писатель популяризировал во Франции произведения русских композиторов Римского-Корсакова, Мусоргского и Бородина». Благодаря Тургеневу книги Золя, Мопассана, Флобера и Доде выходили в России раньше, чем во Франции. На международном литературном конгрессе в Париже в 1878 году Тургенева избрали вице-президентом. Он произнес речь о русской литературе – и имел настоящий успех.

«Романы Тургенева стали пророчеством о терроризме. Как честный художник, как реалист, он объективно – и очень человечно - живописал русских революционеров, в том числе разрушителей нигилистов, которые ниспровергали многие вековые ценности. Но как философ-либерал и просто как человек он внутренне бесконечно переживал за судьбу России и осуждал все попытки решить политические проблемы с помощью террора», - замечает Марк Звигильский. Вопросы, поставленные Тургеневым: терроризм и породивший его нигилизм, путь России – самобытный или  западнический и отношения России с Европой – крайне важны и сегодня, подчеркивает режиссер. 

«Жизнь Тургенева была похожа на роман со многими сюжетными линиями, - продолжает Звигильский. - Он без устали путешествовал, познал великую любовь к Виардо. В Буживале сосуществовали все виды искусств. Тургенев писал прозу, а также стихи к операм и романсам, сочиненным Виардо, в Буживале Жорж Бизе создал оперу «Кармен». Сюда, на живописный берег Сены, импрессионисты приезжали рисовать с натуры». Впрочем, Буживаль вошел в историю еще в начале 19 века. Дом, где с весны до поздней осени жили Виардо, поначалу принадлежал Жозефине Богарне, так что, возможно, здесь бывал ее августейший супруг – Наполеон Бонапарт.           
Амбициозный проект – съемки документально-игрового фильма о Тургеневе – будет воплощаться в Буживале, Москве, Петербурге, Париже, Баден-Бадене и Спасском-Лутовинове. Режиссер стремится уловить тихий пульс 19 века. Это время неспешных бесед и прогулок, раздумчивого музицирования, живописи и длинных писем удалось передать Андрею Кончаловскому, экранизировавшему тургеневский роман «Дворянское гнездо». Этому режиссеру Марк Звигильский предоставит слово в своей картине.

Одним из спонсоров может стать Российский фонд культуры во главе с режиссером Никитой Михалковым, в известности не уступающим своему брату – Андрею Кончаловскому. Игровая часть фильма будет снята в Буживале. «Главного героя мог бы сыграть Мишель Лонсдаль (Lonsdale) - актер-интеллектуал, который к тому же внешне похож на Тургенева», - говорит Звигильский. К фильму уже проявил интерес телеканал «Arte», вещающий на Францию и Германию и демонстрирующий фильмы о России.

Семья Звигильских планирует создать в Буживале европейский центр культуры - литературы, музыки, живописи и кино, «вовлечь в проект другие государства». «Тургенев стоял на пересечении стран, курсировал между Россией, Францией, Германией, Италией, Испанией и Великобританией. Он показал подлинный пример того, что значит быть европейцем», - заключает Марк Звигильский. -0-

Лента новостей
0