Аукцион по продаже «Юганскнефтегаза» продолжает вызывать вопросы. Причина скандала - победителем была признана никому не известная компания ООО «Байкалфинансгруп», предложившая сумму в 9,35 млрд. долл., что на 500 млн. долл. выше стартовой цены. Победитель аукциона должен в течение 14 дней со дня аукциона перечислить заявленную сумму. Если компания этого не сделает, то аукцион будет признан несостоявшимся, победитель потеряет задаток, а активы «Юганскнефтегаза» могут перейти государству.
Group MENATEP объявила, что займется судебным преследованием покупателя 77% акций ОАО "Юганскнефтегаз" (ЮНГ). Но пока компания не может подать ни одного иска – ее представители признали, что не знают, кто стоит за победителем воскресного аукциона. Отказались раскрыть информацию о том, кто же является реальным владельцем ООО "Байкалфинансгрупп", и в правительстве.
В преддверии аукциона ЮКОС подал иск о добровольном банкротстве в суд Хьюстона (Техас, США). Суд по банкротству вынес решение о приостановке операций с активами НК «ЮКОС», в том числе о временном запрете на проведение аукциона по продаже акций компании «Юганскнефтегаз». Не выполнивших решение суда покупателей пакета и их кредиторов будут ждать серьезные санкции, вплоть до закрытия счетов в США. 18 декабря американский суд, рассмотрев протест «Газпрома» и Deutsche Bank, оставил в силе это решение.
По поводу того, кто стоит за «Байкалфинансгрупп», мнения аналитиков расходятся. Некоторые предполагают, что победитель представляет все же «Газпром». Не исключается, что «Байкалфинансгрупп» могла действовать в интересах «Сургутнефтегаза», поскольку, это единственная компания, у которой есть деньги на такой залог и на такую покупку. Также за покупателем могли стоять структуры основного владельца «Сибнефти» Романа Абрамовича. При этом «Газпромнефть» и все крупные российские нефтяные компании отрицают свою связь с победителем аукциона.
По мнению Константина Симонова из Центра политической конъюнктуры, та часть элиты, которая контролировала «дело ЮКОСа», не могла допустить, чтобы какая-то неизвестная компания кардинально изменила ход дела, на который было потрачено больше года. Следовательно, можно предположить, что они знают, кто стоит за «Байкалфинансгруп». Эта компания использует финансовые ресурсы, которые аккумулированы на счетах за счет экспорта либо нефти, либо газа.
Это может быть «Газпром», «Сургутнефтегаз» или «Сибнефть». Причем последняя компания, по словам К. Симонова, в течение всего «дела ЮКОСа» вела себя очень правильно с точки зрения администрации Президента.
Почти всегда, помимо фаворита, на аукционе присутствует его компания-дублер, обеспечивающая сам факт проведения аукциона. Как предполагает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, тот факт, что из четырех заявленных компаний в аукционе приняли участие всего две, свидетельствует, что «Байкалфинансгруп» - подставная фирма, за которой стоит либо «Газпром», либо государство. По его мнению, возможны два варианта.
Первый: «Байкалфинансгруп»– это хорошо замаскированная «внучка» «Газпрома». Второй: это просто способ протянуть время до окончания десятидневного срока действия резолюции хьюстонского суда. После этого, если подставная компания не выплатит заявленную сумму, возможно повторное проведение аукциона, либо передача пакета акций «Юганскнефтегаза» государству. В любом случае, у американских властей не будет формальных оснований для претензий к «Газпрому».
Вполне вероятно, что отсрочка «Газпрому» нужна и из-за недостатка финансовых средств для участия в аукционе, поскольку запрет американского суда касался и финансирования синдикатом зарубежных банков приобретения «Юганскнефтегаза».
Другие эксперты делают ставку на «Сургутнефтегаз». По мнению Юрия Макеева, из инвестиционной компании «Ай-ти Инвест», в сложившейся ситуации Кремль, по всей видимости, «благословил» на покупку «Юганскнефтегаза» именно эту компанию. Причем наиболее вероятной ему представляется схема передачи «Юганскнефтегаза» «Газпрому» посредством слияния «Сургутнефтегаза» и «Газпромнефти».
По мнению Алексея Макаркина из Центра политических технологий, юристам «ЮКОСа» будет сложно доказать, что эта компания афилирована с «Газпромом». Покупатель может в будущем продать «Юганск» стороннему инвестору, причем может быть заключено несколько таких сделок. Европейские судьи не станут разбираться, почему «Газпрому», который купил «Юганск» через ряд сделок, следует расплачиваться с владельцами «ЮКОСа».
Таким образом, одним из результатов аукциона по акциям «Юганскнефтегаза» является то, что формально не нарушен запрет американского суда – «Газпром» не может быть обвинен в покупке имущества «ЮКОСа». Кроме того, продажа «Юганска» никому не известному победителю торгов и, возможно, дальнейшая цепочка продаж, дает возможность конечному покупателю стать добросовестным приобретателем, которым, в конечном итоге, может оказаться любая крупная компания.-0-