Депутаты парламента считают главными событиями 2004 года возвращение Аджарии в единое политическое пространство Грузии и создание института патрульной полиции

Подписаться
Депутаты парламента считают главными событиями 2004 года возвращение Аджарии в единое политическое пространство Грузии и создание патрульной полиции. Об этом они заявили в интервью корреспонденту "Новости-Грузия".

Депутаты парламента считают главными событиями 2004 года возвращение Аджарии в единое политическое пространство Грузии и создание патрульной полиции. Об этом они заявили в интервью корреспонденту "Новости-Грузия".

***
По мнению заместителя председателя парламентской фракции «Национальное движение - демократы» Давида Зурабишвили, прошедший год можно оценить положительно, так как в 2004 году начался активный процесс строительства Грузинского государства.

«В  целом итоги прошедшего года оцениваю положительно, так как начат процесс строительства Грузинского государства. В этом процессе есть достижения, есть и проблемы, есть новые явления, но в целом этот процесс ведется», - заявил Зурабишвили.

Говоря о главных достижениях 2004 года, Зурабишвили особо отметил фактическое возвращение Аджарии под юрисдикцию Грузии.«Практически Аджария не входила в юрисдикцию Грузии, чего создавало большие политические и экономические проблеммы», - заметил он.

Что касается вопроса восстановления территориальной целостности Грузии и восстановления контроля грузинского руководства в Абхазии и Южной Осетии, Зурабишвили заметил, что определенное противодействие в этом оказывала российская сторона, что затрудняло в 2004 году процесс урегулирования конфликтов. «В Южной Осетии дело дошло чуть ли не до вооруженного противостояния», - заметил он.

Говоря о достижениях 2004 года, Зурабишвили подчеркнул также важность создания института патрульной полиции. «С ее созданием в правохранительных структурах начался процесс проведения серьезных реформ», - заявил депутат. 

По его словам, в 2004 году значительно активизировались процессы по сближению Грузии с НАТО и Еросоюзом, интеграции в евроструктуры, возрос международный престиж страны.

В то же время, отметил депутат, пока во многих сферах еще есть проблемы. Но самое главное – что начался процесс по их поэтапному решению. «До последнего времени у государства было много долгов, скопившихся за минувшие годы, и не только внутренних, но и внешних. Грузия не платила за членство в международных организациях, в которых состоит, начиная с ОНН, и это могло создать для страны серьезные проблемы. Но и в этом направлении были сделаны определенные успешные шаги, были реально оплачены многие задолженности как внутри страны, так и за ее пределами», - заявил депутат.

По его мнению, «все вышеперечисленное уже создает достаточно впечатляющую картину».

Зурабишвили заметил, что среди имеющихся трудностей «пока есть проблемы в армии, но реально начат процесс строительства Вооруженных сил и очевидно, что ситуация сейчас намного лучше, чем была еще год назад и с точки зрения вооружения армии, материального обеспечения военнослужащих, питания».

Еще одна проблема, по мнению Зурабишвили, «исходит из эйфории революционого момента».

 «Это неуважительное отношение к защите процедур и законности в стране. Отсюда вытекают случаи нарушения прав человека, которые реально имеют место, проблемы в отношении СМИ. Это можно назвать негативными тенденциями, с которыми надо бороться. К их числу можно отнести и то, что пока четко не определена стратегия экономического развития Грузии. Мы пока все же больше ориентированы на бюджет, что на мой взгляд, не совсем правильно. Пока в Грузии реально не создана благоприятная среда для развития экономики и бизнес-среды, хотя в этом направлении делаются определенные шаги»,- заметил депутат.

В то же время Зурабишвили неоднозначно оценил борьбу с коррупцией и возвращение государству расхищенных при прежнем руководстве средств.

«Борьбу с коррупцией можно было бы считать безусловным достижением. Благодаря решительным шагам по борьбе с коррупцией был искоренен синдром безнаказанности в стране. Но эта борьба велась такими революционными методами, хоть и имеющими под собой объективные основания, что одним из ее побочных явлений стало то, что у тех людей, которые хотели бы вложить деньги куда-нибудь в Грузии, появился страх. Поэтому я думаю, что нужно сейчас принять меры к тому, чтобы показать защищенность бизнеса и инвестиций, сделать Грузию привлекательной для тех, кто захочет вложить деньги в развитие страны», - отметил депутат.

***
Депутат парламента Грузии Ивлиан Хаиндрава оценивает итоги 2004 года «противоречиво, как и саму жизнь».

«В старании улучшить ситуацию властям не откажешь, но у руководства Грузии нет стратегически единой политики», - считает Хаиндрава.

«Нынешний  год пожалуй поставил больше вопросов, чем дал ответов», - заметил он.

«Безусловно, позитивные сдвиги есть, как есть и негативные тенденции. Мне все-таки представляется, что есть определенный дисбаланс между укреплением государства как такового, и развитием демократических процессов в стране», - отметил он.

Парламентарий отметил, что самым положительным, что сделало руководство Грузии в 2004 году, стало восстановление контроля центрального руководства над Аджарией.

«Возвращение Аджарии в единое политическое пространство Грузии – это определенный прорыв», - отметил депутат.

«Другое дело, что последующие шаги в этом направлении были недостаточно продуманны и взвешенны», - заметил Хаиндрава. «Я имею ввиду и Конституционный закон о статусе Аджарии, который фактически придал статусу автономии символичный характер», - считает он.

Вместе с тем Хаиндрава отметил, что у Республиканской партии Грузии есть «вполне обоснованные претензии к тому, как были проведены выборы в Аджарии». «Непонятно, зачем понадобилось задействование административного ресурса в Аджарии в такой мере, в какой он был задействован. Но тем не менее, майские события в автономии – это безусловное и самое большое достижение нового руководства Грузии», - считает Хаиндрава.

Перечисляя проблемы, которые существуют в стране, Хаиндрава отметил случаи ущемления прав человека и давления на прессу. «В совершенно неприемлемом виде пока находится судебная система», - также заметил он.

При этом Хаиндрава заявляет, что 2005 год будет решающим «по многим параметрам» и он надеется на позитивные изменения. 
«Пока не ясно, в каком направлении пойдут тенденции в 2005 году, будет ли реально проведена  реформа в судебной системе, которая поставит ее на ноги и без которой невозможны ни демократические, ни либерально-экономические процессы в стране,» заявил Хаиндрава.

«Посмотрим, как будет работать в новом году новый Налоговый кодекс, как будут протекать бюджетные процессы, изменится ли к лучшему инвестиционный климат в стране», - отметил депутат.

***
Представитель оппозиционной фракции парламента Грузии «Правая оппозиция-Промышленики,Новые» Мамука Кацитадзе в свою очередь считает, что в 2004 году деятельность руководства Грузии и предпринимаемые правительством шаги несли больше негатива, чем позитива.

«Если после ноябрьских событий прошлого года среди людей был настрой на ожидание лучшего, позитивные изменения, то сегодня многие люди испытывают разочарование», - считает депутат. По его словам, «ожидания общества в том плане, что жизнь улучшится с социальной точки зрения, с точки зрения безопасности и защиты прав человека, не оправдались».

«Когда в ноябре 2003 года люди вышли на улицы, они были злы на прежнее руководство Грузии, они надеялись на улучшение своего социально-экономического положения. Но эта злость в обществе не снята и по сей день, поскольку положение людей в целом в Грузии за последний год не улучшилось, хотя много говорят об увеличении бюджета, укреплении курса лари, искоренении  коррупции и других достижениях», заявил Кацитадзе.

Депутат также считает, что в обществе появился «синдром враждебности», связанный с тем, что «руководство Грузии нарушило девиз, с которым фактически пришло к власти – что Грузия будет единой». Нарушение Кацитадзе видит в том, что после начала радикальной борьбы с лицами, которые в прежние времена нарушали закон и наносили ущерб стране, в обществе «появился настрой, что кто-то лишний, у кого-то нужно что-то отобрать, конфисковать». «Это неправильно», - считает Кацитадзе.

«Грузия не будет единой до тех пор, пока в стране не будет установлен элементарный порядок и гарантирована защита прав человека», - отметил депутат.

«Пока мнение общественности не будет учитываться, а Грузией будет управлять только конкретная политическая группа – в стране единства не будет», - заявил Кацитадзе.

Кацитадзе также негативно оценил проводимую в 2004 году в Грузии кадровую политику, направленную на кардинальную замену служащих различных ведомств и сокращение штатов, что привело к росту безработицы. «Десятки тысяч людей - сотрудники полиции, педагоги,  административные служащие, оказались фактически выброшены на улицы. 40-50 летние люди фактически стали пенсионерами и не предусмотрено никаких шагов по их трудоустройству. Это также вызывает раскол в обществе», - считает депутат.

Говоря о процессах по повышению обороноспособности страны и создании резервных подразделений при Министерстве обороны Грузии, Кацитадзе негативно расценил то, что в прохождении службы в батальонах резервистов активно принимают участие представители парламента от правящей партии и члены правительства. «Это популизм. То, что депутаты живут в палатках резервных батальонов для повышения доблестного духа, не принесет пользы в деле строительства  и обучения профессиональной армии. Армию должны готовить профессионалы, например, те же американские инструктора», - считает депутат.

«Создание армии обязательное условие, но проблему территориальной целостности и безопасности  страны только армией не решить. Без сильной экономики, согласованной внешней политики и действительно духовного единства в Грузии невозможно будет восстановить территориальную целостность страны», - заявил Кацитадзе. В то же время он считает, что «пока руководство Грузии ведет размежевывающую политику, при этом заявляя, что строит единое государство». «Расхождение  слова  с делом не может привести к положительным итогам», - отмечает депутат от оппозиции.

«Надеюсь, что в 2005 году заявления и обещания, с которыми будет выступать руководство Грузии были бы близки к реальным делам. В этом случае в стране будут улучшения. Пока слова расходятся с делом и это приводит к тому негативу, который в 2004 году был создан в стране», - отметил Кацитадзе.

Среди положительных событий 2004 года Кацитадзе особо отметил создание в Грузи института патрульной полиции. «Надеюсь, что эта структура сохранится в первоначальном виде и не станет бюрократической и коррупмированной», - заявил депутат. Также по его мнению, в ряде сфер в Грузии в 2004 году произошло улучшение администрирования, что привело к увеличению бюджета. «Также в 2004 году еще со времен «Революции роз» сохранился настрой на позитивные изменения, надежда на развитие Грузии и создание сильного государства – но эти надежды должны быть подкреплены реальными шагами руководства страны», - заявил Кацитадзе.

***
Заместитель председателя комитета по региональной политике, самоуправлению и высокогорным регионам парламента Грузии Александр Шаламберидзе также в целом позитивно оценил итоги года и считает, что в 2004 году в Грузии была заложена реальная основа для создания эффективной системы самоуправления.

«Самоуправление - самый сложный вопрос для нас и я могу прямо сказать, что за этот год главное, что мы успели сделать, это подготовить законопроект «О разделении имущества», который предусматривает перераспределение имущества между центральным подчинением и региональным. Проект в 2004 году был согласован на всех уровнях в парламенте, в правительстве, местного самоуправления и будет утвержден на вессенней сессии парламента в 2005 году», - сообщил Шаламберидзе.

«Это самый главный шаг, который будет предпринят в сфере самоуправления. Раньше больше внимания уделялось тому, как будет избираться или назначаться должностное лицо в системе самоуправления, при этом главный вопрос – такой, как вопрос имущества, не рассматривался», - заметил депутат.

По словам Шаламберидзе, прежнее руководство Грузии никак не хотело уступать контроль над имуществом органам самоуправления.

«Но новое руководство Грузии приняло положительное решение по этому вопросу», - отметил депутат.

В то же время Шаламберидзе заметил, что не так хорошо пока обстоят дела в вопросе административного обустройства страны.
«Самоуправление связано напрямую с вопросом административного обустройства Грузии. Этот процесс протекает болезненно. По моему мнению, разделение Грузии на районы, что осталось еще с советских времен, должно быть упразднено и страна должна быть поделена только на регионы, где будут действовать органы местного самоуправления регионального значения», - предложил депутат.

При этом он с сожалением заметил, что на данном этапе пакет законопроектов по переходу на региональное обустройство Грузии пока не подготовлен из-за имеющихся разногласий по ряду вопросов.

Говоря об общей ситуации в стране, Шаламберидзе отметил, что ничего негативного в Грузии в 2004 году не произошло.

«При прежнем руководстве Грузии скопилось так много проблем, что всего за один год их просто невозможно было все решить. Те проблемы, которые есть сегодня - это последствия деятельности прежних властей. Главное, что президент и правительство Грузии настроены решить все проблеммы, существующие в стране», - заявил Шаламберидзе.  Он высказал надежду, что шаги, предпринятые в 2004 году по повышению общего уровня жизни населения Грузии и благосостояния граждан, послужат хорошей основой в 2005 году и эти процессы будут развиваться.
 
Шаламберидзе также отметил, что главное достижение нового руководства Грузии – это то, что сегодня нет дефицита госбюджета, и более того, он был значительно увеличен. «На 100 процентов были увеличены размеры пенсий. Полиция перестала останавливать людей без причины, наоборот, сотрудники патрульной полиции оказывают всяческую помощь населению», - заметил депутат.

***

 

Лента новостей
0