Пакет соглашений, касающихся задействования прямого железнодорожного паромного сообщения между Грузией и Россией был подписан в понедельник вечером в Тбилиси министром транспорта России Игорем Левитиным и министром экономического развития Грузии Алексеем Алексишвили.
Как сообщил журналистам Игорь Левитин, речь идет о трех основных соглашениях – об общих условиях задействования железнодорожного паромного сообщения между российским портом «Кавказ» и грузинским портом Поти, о правилах паромных перевозок по указанному маршруту, а также о временных правилах эксплуатации парома. Он отметил, что постоянные правила эксплуатации планируется сформулировать по итогам назначенного на февраль совещания представителей стран-участников данного проекта.
Как сообщил "Новости-Грузия" Алексей Алексишвили, не исключено, что сегодня же будет подписан протокол, которым будет оговариваться ряд вопросов, которые сопутствуют открытию железнодорожного паромного сообщения. Это, в первую очередь, нюансы, касающиеся возможности перевозок по указанному маршруту акцизной продукции, с инициативой чего выступила грузинская сторона.
Как пояснил министр экономического развития, в настоящее время порт «Кавказ» практически не пропускает акцизную продукцию. "Однако российская сторона приняла во внимание предложение грузинских коллег и планирует в ближайшее время начать работы по урегулированию этого вопроса. Так что, есть основания полагать, что спустя уже 2 месяца (а именно этот срок проработки данной инициативы предложен грузинской стороной) вопрос будет урегулирован, и таможенный пункт порта «Кавказ» будет пропускать акцизную продукцию", отметил Алексей Алексишвили.
Как сообщил министр экономического развития Грузии, на первом этапе планируется, что паром вместимостью 25-30 вагонов будет ходить по указанному маршруту раз в неделю, с весны частоту рейсов планируется увеличить до 2-3 раз в неделю. По расчетам министерства, частота перевозок 3 раза в неделю позволит увеличить грузооборот между Россией и Грузией на 400 тыс тонн в год, и нагрузка Потийского порта касательно перевозок в северном направлении увеличится практически вдвое.
«Это само по себе является высоким показателем и, кроме того, полностью соответствует цели правительства сделать максимально интенсивным торговый оборот Грузии, усилить ее транзитную функцию», - отметил Алексей Алексишвили.
Алексей Алексишвили высоко оценил экономический эффект организации железнодорожного паромного сообщения между Грузией и Россией. По его словам, в настоящее время железнодорожная система Грузии поддерживает связь с Россией через Азербайджан, а это более длинный маршрут, что соответственно отражается на транспортных расходах и стоимости перевозок.
Министр отметил, наземное транспортное сообщение Грузии с Россией, помимо указанного железнодорожного маршрута, осуществляется фактически еще только посредством дороги через Верхний Ларс (Военно-Грузинская дорога) – по которой, как известно, в зимний период движение грузового транспорта в значительной мере усложняется (в частности, действуют ограничения на передвижения прицепов, полуприцепов и тд). В этих условиях, использование новых транспортных средств будет в значительной мере содействовать решению проблем с перевозками грузов, - подчеркнул министр.
Россия является четвертой страной, с которой у Грузии будет железнодорожное паромное сообщение. В настоящее время, железнодорожные паромные перевозки Грузия осуществляет с Румынией, Болгарией и Украиной. С Турцией (порт Ризе) пока что налажены только контейнерные паромные перевозки.
Алексей Алексишвили отметил, что в настоящее время, в соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе последнего визита в Грузию министра транспорта Турции, совместная грузино-турецкая рабочая группа ведет работу по реализации проекта задействования железнодорожного паромного сообщения между Потийским портом и турецким портом Самсун. Министр не исключил, что железнодорожный паром по данному маршруту начнет ходить уже весной этого года.
Он отметил, что реализация данного проекта даст возможность подключения грузинской железнодорожной системы к турецкой железнодорожной системе, и это приобретает особую актуальность в свете осуществляемого Турцией строительства подземного железнодорожного тоннеля под Босфорским проливом – по завершении которого (ориентировочно в 2007 году) налицо будет альтернативный северному маршрут перевозок железнодорожных перевозок в направлении Европы.