РОССИЯ : Конкуренция космических навигаторов

Подписаться
Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований Российской академии наук

Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований Российской академии наук

- Сегодня спутниковые навигационные приемники стоят не только на самолетах и кораблях, но и на автомобилях. Берут их с собой и космонавты Международной космической станции, чтобы на случай посадки в незапланированном районе определить свое местонахождение и сообщить его координаты  поисковым службам.

Принцип работы навигационной аппаратуры основан на приеме сигналов от 4-х и более спутников, находящихся в зоне радиовидимости потребителя, и вычислении на основе получаемой информации своих координат (широты,  долготы и высоты), скорости и направления движения.

В настоящее время наибольшее распространение получила американская глобальная система позиционирования (Global Positioning System), известная больше под названием NAVSTAR (Navigaton Satellite time and Ranging -  навигационный спутник измерения времени и координат). Но есть у этой системы несколько "хитростей". Во главу угла использования GPS  американцы поставили принцип "трех Р": Preservation - сохранение качества предоставления услуг гражданским пользователям за пределами театра военных действий, Protection - защита военной навигации в боевых действиях и, наконец, Prevention -  предотвращение использования GPS  вероятным военным противником.

"Предотвращение"  в данном случае подразумевает возможность выборочного отключения или искажения спутниковых сигналов на определенных территориях.

С этим последним "Р" довелось столкнуться российским авиаторам в Чечне. Вертолетчики, например, заметили, что при выполнении боевых заданий над Терским хребтом  навигационные приемники "вдруг" переставали ловить сигналы американских спутников и выключались. И еще одно наблюдение: как только действия федералов против бандформирований становились активнее,  тут же возрастала погрешность, выдаваемая "джипиэс".  "Ошибки" в определении координат порой доходили до 800 м, при заявляемой американцами точности в считанные метры.

Есть ли у России ответ подобной ситуации? Есть! Это отечественная  Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС). Полностью развернутая, она должна состоять из 24 спутников.

Первый запуск по программе ГЛОНАСС состоялся еще в октябре 1982 г. На орбиту были выведены сразу три навигационных космических аппарата "Ураган". Система была официально принята в эксплуатацию в сентябре 1993 г. с неполной комплектацией орбитальной структуры при условии ее развертывания до штатной численности (24 аппарата) в 1995 г.

Но из-за недостаточного в связи с экономическим кризисом в стране финансирования работы по системе были фактически свернуты. Лишь в последние годы стали приниматься меры по развитию ГЛОНАСС. К 2007 году орбитальная группировка должна быть развернута до минимально необходимого состава из 18 космических аппаратов. К 2010-2011 гг. планируется ее полное восполнение до штатного состава в 24 аппарата с гарантийным ресурсом работы 12 лет.

После этого для поддержания орбитальной группировки в таком составе хватит запусков одного-двух аппаратов в год. При этом ГЛОНАСС будет обеспечивать более высокую (до метра) точность,  чем ее американский аналог – у него это до 4 м и то лишь при 48 аппаратах в орбитальной группировке. А поскольку Пентагон рассматривает GPS как ключ к победе в современных войнах, то точность в этом случае играет определяющую роль.

Статистика гласит: в операции "Буря в пустыне" 9% высокоточных боеприпасов применялись с использованием системы GPS, в войне  против Югославии - уже 75% и в очередной, против Ирака, - 90%. Тем не менее американские военные не раз уныло разводили руками, пытаясь объяснить, почему летели мимо цели их "Томагавки". Причина, оказывается, простая: навигационные приемники можно "глушить", и "умное оружие" со  спутниковым наведением становится "слепым".

В 1997 году на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-97) в г. Жуковском российским предприятием "Авиаконверсия" был продемонстрирован портативный передатчик помех для подавления приемников GPS (jammers). Излучаемые  им сигналы поступают на вход навигационных приемников вместе с сигналами от спутников. В результате приемники  прекращают определять текущее местоположение объекта и выдают  потребителю последние его координаты перед началом действия помех.
Российская разработка  вызвала сенсацию в мире и ужас среди военных пользователей. Стало очевидным, что ни GPS, ни ГЛОНАСС не уживутся на "чужих" территориях, а  технология jammers  - наиболее эффективное и экономичное средство противодействия.  И уже  не столь важно, кто будет ставить помехи - американский Джон или русский Иван.

В настоящее время работы по навигационным космическим системам ведутся в Китае. Европейские страны  активно занимаются разработкой  собственной  навигационной системы Galileo. Одна из причин ее создания - европейцы не захотели полагаться на структуру, управляемую из-за океана. По западным оценкам, стоимость европейской системы составит примерно 4 млрд евро.

Половину средств планируется  привлечь из бюджета, остальное - частные инвестиции. По данным из других источников на разработку и развертывание системы требуется 10 млрд.
Для гражданских пользователей Galileo предоставит загрубленный навигационный сигнал, позволяющий определять местонахождение пользователя с точностью 100-300 м. Точный навигационный сигнал обещают только "государственным пользователям", за отдельную плату.

Среди выразивших желание поучаствовать в Galileo  - Китай. Но согласится ли великая страна на "селективный" характер европейской системы?

Услуги навигационных спутниковых технологий могут составить от 20 до 50 млрд евро уже в самые ближайшие годы. Это огромные деньги, и за них сейчас идет нешуточная борьба. Потребность в российской системе будет резко снижена, если не обеспечить ее  полное развертывание раньше европейской.  Другой вариант - объединение Galileo и ГЛОНАСС.  В мае этого года российская Госдума ратифицировала соглашение с Европейским космическим агентством о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, в котором упоминается и  кооперация в спутниковой навигации.

Тем не менее, вряд ли для России будет приемлемо участие в Galileo на общих основаниях (объем работ, поручаемой фирмам отдельной страны, - пропорционален ее финансовому вкладу). Хотя бы потому, что в России накоплен огромный опыт в области спутниковых навигационных технологий,   которого нет в Европе. Galileo не обещает стать лучше ГЛОНАСС в техническом отношении. Так зачем же России на свои деньги заниматься разработкой "дублера"? Заметим - и конкурента.

Другое дело - сотрудничество в этой области с Индией. Ее правительство согласилось представить за свой счет носители типа GS-NV, более дешевые чем российские "Протоны", используемые сегодня для пополнения ГЛОНАСС. Это позволит быстрее восстановить ее спутниковую группировку. Не исключается и использование индийской космической платформы для размещения на ней российского целевого (навигационного) оборудования.

В настоящее время обсуждается также вопрос о введении ограничений на использование американских  GPS - технологий на территории России.  Речь идет о принятии законодательного акта, который  разрешал бы применение на российском пространстве только приемников ГЛОНАСС или, в крайнем случае,  ГЛОНАСС - GPS. Но это уже использование, так сказать, административных рычагов. Мало вероятно, что в эпоху глобализации они могут дать ощутимый эффект. Выход видится в другом.

Коммерческая поддержка американской системы спутниковой навигации осуществляется за счет поставщиков наземного приемного оборудования, которые платят налоги. По такому же принципу строится Galileo. Сделать российскую ГЛОНАСС коммерчески эффективной можно созданием режима наибольшего благоприятствования для производства приемной аппаратуры в стране. Что же касается законодательных ограничений на их приобретение и использование, то все они были сняты российским правительством еще в октябре прошлого года.-0-

Лента новостей
0