СНГ : Украинцы не могли не уйти из Ирака

Подписаться
Первым крупным шагом новых украинских властей – и одновременно последним шагом прежних властей – стало решение вывести своих солдат из Ирака.

Первым крупным шагом новых украинских властей – и одновременно последним шагом прежних властей – стало решение вывести своих солдат из Ирака.

Что, в общем, неудивительно. Во время работ по уничтожению склада с авиационными бомбами под Эс-Сувейрой в провинции Васид погибло семь украинских военнослужащих, среди которых командир 72-го отдельного механизированного батальона, командиры механизированной роты и инженерно-саперного взвода, старший офицер отделения взаимодействия, начальник электротехнического отделения инженерно-саперного взвода, командир отделения этого же взвода и женщина – санинструктор механизированной роты.

Еще один украинский солдат скончался от ран в американском военном госпитале Багдада. Его смерть стала семнадцатой в украинском контингенте, насчитывающем 1640 солдат и офицеров, с момента участия Киева в международной коалиции по поддержанию мира в Ираке. Погиб во время трагического происшествия под Эс-Сувейрой и солдат отдельного саперного отряда Республики Казахстан. Ранения различной степени тяжести  получили шестеро украинских военнослужащих и четверо казахских.

Исполняющий обязанности командующего Сухопутными войсками Вооруженных сил Украины генерал-лейтенант Владимир Можаровский заявил на пресс-конференции в Киеве, что есть основания считать причиной взрыва в провинции Васид «предварительно спланированную акцию». В военном ведомстве считают, что в одну из бомб было заложено взрывное устройство, которое приведено в действие с помощью радиоуправления.

Прокуратура Украины начала расследование уголовного дела, связанного с этой трагедией, а действующий пока что президент Леонид Кучма приказал соответствующим ведомствам, а именно министерству иностранных дел и министерству обороны, немедленно готовить вывод из Ирака украинского миротворческого контингента.

Этот вывод, как уже подсчитали в Киеве, будет стоить украинскому министерству обороны миллион долларов и может продлиться не менее четырех месяцев, до середины нынешнего года. Ранее подобный вывод планировалось осуществить до конца 2005 года.

В Вашингтоне указание президента Кучмы встретили с нескрываемым раздражением. Представитель госдепартамента США Адам Эрели уже заявил, что такое решение должен принимать новый президент Украины и новое правительство, а отнюдь не Леонид Кучма. Кроме того, как цитирует американского чиновника агентство France Presse, «США рассчитывают, что любые изменения, касающиеся украинского контингента, будут взвешенными и будут производиться в процессе тесных консультаций с коалиционными силами».

Нервную реакцию Вашингтона на решение президента Кучмы можно понять. Заявление о выводе украинского контингента из Ирака накануне инаугурации президента Джорджа Буша, который, несмотря ни на что, не скрывает собственного удовлетворения от свержения режима Саддама Хусейна и гордится успехами демократии в этой стране, конечно же – не подарок американской администрации. Это решение ставит под сомнение все произнесенные в США громкие слова о достижении скорой победы над иракскими и другими международными террористами.

Но ведь и вновь избранный президент Украины Виктор Ющенко в своей предвыборной программе так же настаивал на выводе из междуречья Тигра и Евфрата украинских войск. К тому же и Верховная Рада проголосовала за такой шаг.

Но одно дело – отдаленный, до конца 2005 года вывод, который еще неизвестно состоится или нет, другое – срочная подготовка такого вывода. Столь же стремительная, какую провело руководство Испании после взрывов пассажирского поезда в Мадриде 11 марта 2004 года. Подобного «сюрприза» правительству Хосе Луиса Сапатеро  Джордж Буш не может простить до сих пор. А уж кому-кому, а Леониду Кучме и подавно. Его Белый дом никогда не любил и обвинял во всех мыслимых и немыслимых «грехах», вплоть до поддержки иракского диктатора, которому Киев якобы поставлял радиолокационный комплекс «Кольчугу».

То, что «Кольчуги» в Ираке, как и химического оружия, так и не нашли – не важно. Важно, что Кучма так и остался, по мнению вашингтонской администрации, «плохим парнем». Его попытки наладить добрые отношение с США, отправив в Междуречье украинский миротворческий контингент, оказались не оцененными по достоинству, хотя критику в его адрес резко снизили. Но вот попытку спасти своих солдат и офицеров, уберечь их от неоправданной гибели в интересах другого государства – этого в Белом доме Кучме, видимо, никогда не забудут.

Но дело, конечно, по большому счету не в Кучме и не в самом заявлении о немедленной подготовке вывода украинского контингента из Ирака, чем бы такой вывод не был обусловлен – непомерными потерями солдат и офицеров в необъявленной войне с зарубежными террористами или решением Верховной Рады или президента. Просто все больше и больше заходит в тупик сама задуманная Вашингтоном операция по оккупации Ирака.
Белому дому и его союзникам так и не удалось создать в Багдаде сколь-нибудь дееспособное правительство, армию и правоохранительные органы. Да и выборы в законодательные органы власти, которые намечены на конец января, тоже, как понимают многие наблюдатели, вряд ли принесут мир и спокойствие на этой земле. Помирить, сгладить противоречия между крупнейшими мусульманскими ветвями Ирака – суннитами и шиитами - не получается. Решить проблему курдов – тоже. Не удается вовлечь в экономическую жизнь страны, в возрождение ее промышленного потенциала, нефтяной, добывающей и перерабатывающей, индустрии ни одну из видных финансовых группировок Арабского Востока. Но полный контроль над сырьевыми богатствами страны не удается установить и американским фирмам. Более того, постоянные подрывы  нефтепроводов, диверсии на перерабатывающих предприятиях ставят под сомнение эффективность и реальную быструю окупаемость вложения средств в этот бизнес.

Но самое главное – в Ираке день ото дня все больше и больше гибнет американских солдат и офицеров. На первое января 2004 года по официальной статистике было 463 таких смертей и 2687 раненных. Из них 370 в результате несчастных случаев. Сегодня число убитых американцев уже превысило 1350 человек… Впору задаваться вопросом: во имя чего такие непомерные жертвы? Во имя экспорта демократии? Звучит красиво, но очень далеко от реальной жизни.

Демократии на Ближнем и Среднем Востоке, в европейском и американском понимании ее сути и традиций, не будет еще лет сто, если не больше. Даже если стапятидесятитысячный контингент американских войск все эти годы будет там неизменно присутствовать. Если даже предположить, а для этого есть все основания, что все действительно затеяно ради ближневосточной нефти и контроля за ее стоимостью, то и тогда цена барреля этого углеводородного сырья будет непомерной. Потому что ее придется измерять новыми человеческими жертвами.

А этой цене, в отличие от денежного выражения, всегда есть предел. Как был он в Корее, во Вьетнаме, в Сомали, откуда США пришлось уйти, скажем так, не одержав победы.

Но главная проблема в том, что из Ирака американской армии уйти сейчас, и в отдаленном будущем тоже, в принципе невозможно. Это означалось бы не только крах всей ближневосточной и центральноазиатской политики Вашингтона, но и капитуляцию перед международным терроризмом, который, хочет того кто-то признавать или нет, после падения режима Саддама действительно развернул широкомасштабное наступление на коалиционные войска в Ираке. Уступить ему, сдаться на милость победителя не получится. Это только придаст новые силы террористам всех мастей. И тогда взрывы домов в Москве, электричек в Мадриде, воздушная атака на торговый центр в Нью-Йорке и на Пентагон в Вашингтоне покажутся только цветочками.

Так что в отличие от Киева, Мадрида и Амстердама, да и Варшавы, Будапешта и Софии, которые тоже поговаривают о выводе своих войск из Ирака, Вашингтон на такой шаг решиться не в состоянии. Поэтому и вызывают раздражение на Потомаке любые заявления о решении каких-либо стран покинуть Ирак.  Только нервы – тут делу не помощник. –0-

Лента новостей
0