РОССИЯ : Спокойствие дипломата

Подписаться на
НовостиTelegram
Лишь три пятнышка ряби нарушили удивительно гладкую поверхность московской "большой" пресс-конференции министра иностранных дел Сергея Лаврова. Она считается итоговой, посвященной событиям прошедшего года. Впрочем, речь на ней шла и о внешнеполитической программе Москвы на 2005 год.

Лишь три пятнышка ряби нарушили удивительно гладкую поверхность московской "большой" пресс-конференции министра иностранных дел Сергея Лаврова. Она считается итоговой, посвященной событиям прошедшего года. Впрочем, речь на ней шла и о внешнеполитической программе Москвы на 2005 год.

А при желании можно привязать ее и к годовщине прихода Сергея Лаврова на его нынешний пост – помнится, его первая большая встреча с прессой после приезда из Нью-Йорка, с поста главы российского представительства при ООН, проходила в том же зале примерно год назад.

За этот год Лавров показал, что он уверенный и на редкость невозмутимый министр – даже и в "непростой", но "продуктивный", по его словам, год для внешней политики Москвы.

Итак, три эпизода, слегка выделяющиеся на общем фоне мягких и сбалансированных заявлений министра: отношения с США; отношения с Европой и, в частности, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе; наконец, ситуация в СНГ.

Что касается Америки, то Лавров выступил буквально дуэтом с Кондолизой Райс, проходившей примерно в эти же часы процедуру утверждения ее сенатом на пост госсекретаря США. Райс: "В России мы видим, что путь к демократии является неровным и что его успех еще не гарантирован. В то же время недавняя история показывает, что мы можем тесно работать с Россией над общими проблемами". Лавров: "Я знаю Кондолизу Райс как серьезного политика, и не думаю, что администрация президента отойдет от курса, сформулированного президентами России и США на развитие партнерских отношений."

Все очень мягко, взвешенно и оптимистично. Один интересный нюанс стиля поведения Москвы – это в очередной раз высказанная Лавровым мысль о том, что обмен критическими замечаниями между Москвой и Вашингтоном свидетельствует как раз о более "теплых, дружественных отношениях, которые выливаются в конкретные плоды сотрудничества".

 "Владимир Путин и Джордж Буш имеют достаточный уровень доверия, чтобы на своих встречах задавать друг другу вопросы, давать на них честные, откровенные ответы, - сказал Лавров. - Мы исходим их того, что в этом режиме будут обсуждаться и сложные вопросы в наших отношениях".

Вообще, уже не первый год ключевое слово, проскальзывающее во всех заявлениях Москвы на темы внешней политики – это "равноправный". Это не случайность, это единственный стиль поведения на международной арене, который принимает российский избиратель: то, что может говорить и делать одна сторона, в равной степени приемлемо и для другой. Впрочем, таковы врожденные рефлексы избирателя и в большинстве прочих стран мира.

Среди основных планируемых событий начавшегося года Лавров назвал предстоящий вскоре российско-американский саммит в Братиславе и еще одно событие – московский саммит Россия-ЕС, который пройдет после празднования 60-летия победы во Второй мировой войне, 10 мая.

Среди знакомых в целом позиций, высказанных министром по европейской политике, был и повтор предложения о реформировании ОБСЕ, возвращении ее к изначальным целям, ради которых и создавалась эта странная организация, не имеющая ни утвержденной процедуры своей работы, ни бюджета.

Напомним, изначальной идеей ее работы было равноправие всех стран-участников, как входящих, так и не входящих в ЕС.

А вот в качестве придатка ЕС, существующего для "воспитания" прочих стран континента, ОБСЕ существовать не сможет. Сейчас очевидно, что Москва не оставит усилий в этом направлении. И недавняя откровенно политизированная деятельность ОБСЕ по наблюдению за выборами в странах СНГ – только один из поводов для реформ. По словам Лаврова, не должно быть так, чтобы "одна небольшая группа людей выносит положительный вердикт по выборам, а другая при одинаковом перечне нарушений (в другой стране. – Д.К.) выносит отрицательный".

Но реформировать Россия хотела бы и постсоветский Союз независимых государств как организацию – что тоже звучало на протяжении прошлого года неоднократно. Сами встречи глав стран СНГ Лавров предлагает сделать "важным форумом согласования позиций", "определения стратегических интересов наших государств". Зато находится все больше конкретных программ, которые надо разрабатывать и выполнять на рабочем уровне. Наконец, Лавров напомнил о принципе добровольности, согласно которому разные страны интегрируются друг с другом с разной скоростью, и существованию СНГ это никак не угрожает.

Лавров прошлогодний, как было заметно на нынешней пресс-конференции, был более оживленным. Сегодня он склонен к спокойному тону и приведению множества фактов и документов, которые наглядно показывают, что Москва чувствует себя во внешней политике уверенно.

Тактика эта понятна. Активное лоббирование тезиса об ухудшении, утрате внешнеполитических позиций Москвы, тезис о неприемлемости "авторитарных тенденций" для ее партнеров в мире – все это слишком очевидно является частью арьергардных идеологических боев российских либералов, которые они очень умело переносят и за пределы российских границ.

В такой ситуации опора на реальные факты, профессиональный и  спокойный подход очень уместны и своевременны. –0-

Лента новостей
0