С 1 января 2005 г. система социальной поддержки в России радикально изменилась.
Многие натуральные льготы (бесплатные лекарства, проезд на общественном транспорте, скидки на оплату услуг ЖКХ) были заменены денежными компенсациями. Теперь около 14 млн. человек должны ежемесячно получать денежную компенсацию из федерального бюджета, а еще около 23 млн. человек - из региональных бюджетов.
Льготники заявляют об обмане, утверждая, что размер обещанной компенсации никак не позволяет получить прежний набор льготных товаров и услуг и митингуют на площадях. Власти же заявляют, что ответственность за непростую ситуацию вокруг закона об отмене льгот лежит на его исполнителях
Целью закона называется переход к адресной помощи реально нуждающимся людям. Это должно оздоровить бюджет, благодаря более адресному выделению льгот.
В рамках либерального подхода к управлению экономикой предполагается, что все имеет свою цену и ничего бесплатного быть не может. Если кто-то в обществе получает какое-либо благо бесплатно, значит, просто оплата этого блага перекладывается на кого-то другого.
По сути своей льгота – это награда за особые заслуги перед государством, и в таком виде льготы существовали в Советском Союзе и существуют во многих странах мира.
Однако сейчас в России к категории льготников относится около 40 млн. человек. Столь массовый характер предоставление льгот приобрело в начале 1990-х гг., когда с распадом советской системы и началом рыночных преобразований доходы и уровень жизни населения резко сократились. Государство, пытаясь хоть как-то исправить ситуацию, ввело льготы для целых категорий населения. Так, почти все пенсионеры в России получили право на бесплатный проезд в общественном транспорте, что было своего рода способом повышения их благосостояния.
Поэтому одной из задач проводимой монетизации является, видимо, сокращение не свойственной более государству социальной функции. Ведь экономика в России вроде бы рыночная, а целый ряд ее сегментов функционирует в рамках старой социалистической системы. Следовательно, решение об отмене столь массового характера предоставления льгот вполне обосновано в рамках либеральной концепции
Однако в условиях, когда, за чертой бедности проживает 18,7% населения а доходы еще, по крайней мере, 20% населения незначительно превышают прожиточный минимум, подобные эксперименты проводить надо очень осторожно. Для весьма существенной части населения те товары и услуги, которые все же предоставлялись по льготным механизмам, являлись не избыточным благом, а насущной необходимостью.
Последние несколько лет были временем спада протестной активности населения, и казалось, терпению русского человека нет предела.
Однако монетизация льгот стала катализатором тех процессов, которые накапливались на протяжении последних нескольких лет в российском обществе, когда существенно стали расти цены на коммунальные услуги, транспорт и отдельные продукты питания. Негативный фон формировался уже некоторое время, а монетизация лишь ускорила развитие социальной напряженности. В то же время, этот закон ударил не только по конкретным материальным интересам людей, но и по всему их представлению о существующем социальном порядке.
Монетизация льгот означает пересмотр самой системы социального государства, т.к. федеральный центр во многом перекладывает заботу о малообеспеченных категориях граждан на плечи регионов. При этом отсутствует единая программа реформирования системы. В каждом регионе намечается своя специфика перехода к монетизации.
Это демонстрируется несколько непродуманный подход к реализации решений федерального центра, когда на региональные бюджеты передаются определенные обязательства, но соответствующие источники финансовых ресурсов для выполнения этих обязательств должным образом не обеспечиваются.
Во-вторых, реализация монетизации льгот усиливает различия между регионами. В России всего лишь 10-11% регионов являются донорами, все остальные - дотационные.
Некоторые относительно благополучные регионы (такие как Москва, Тюмень, Новгород и Чувашия) сохранили льготы в натуральном виде, прежде всего бесплатный проезд в общественном транспорте. В других регионах региональным льготникам предлагается взамен денежная компенсация, размер которой разнится в зависимости от возможностей субъекта Федерации. Все это явно не способствует росту и выравниванию уровня жизни в стране.
Провести монетизацию объективно очень сложно. Хотя бы потому, что в России отсутствует единый механизм учета всех льготников, которые числятся по разным линиям – Минобороны, Минздрава и т.д. И не до конца продуманный закон объективно добавил проблем больше, чем решил. Но хуже другое: в глазах многих граждан отказ государства от очередной доли социальной ответственности на фоне стагнирующей сырьевой экономики и прогрессирующей инфляции не добавляет ни уважения к этому государству, ни уверенности в завтрашнем дне.-0-