РОССИЯ : Демографическая кризис в России - как планируется его преодоление

Подписаться на
НовостиTelegram
В ХХ веке Россия трижды испытала на себе демографический кризис: в годы первой мировой войны и революции (1914-1922), в период коллективизации крестьянских хозяйств и сталинских репрессий (1930-1936) и во время второй мировой войны. Но тогда стране удавалось сравнительно быстро восстановить население. После 1945 года в СССР случился настоящий взрыв рождаемости и довоенный уровень численности населения БЫЛ превзойден.

В ХХ веке Россия трижды испытала на себе демографический кризис: в годы первой мировой войны и революции (1914-1922), в период коллективизации крестьянских хозяйств и сталинских репрессий (1930-1936) и во время второй мировой войны. Но тогда стране удавалось сравнительно быстро восстановить население. После 1945 года в СССР случился настоящий взрыв рождаемости и довоенный уровень численности населения БЫЛ превзойден.

  Нынешний четвертый демографический кризис, вызванный социально-экономическими потрясениями рубежа 80-х – 90-х годов, не похож на прежние. Утраченный людской потенциал России вряд ли можно возместить,  предрекает отечественная наука.
Начиная с 1992 года россиян стало меньше на 2,5%. Как подсчитал Центр демографии и экологии человека РАН, если каждая женщина страны  не родит по 2 ребенка, а еще почти половина семей не обзаведутся 3 детьми – то есть не совершат по нынешним временам настоящий подвиг –  о воспроизведении самого себя в прежних масштабах думать не стоит. 

Между тем российская пара дарит сейчас стране в среднем всего 1,3 ребенка. Это вдвое меньше, чем того требует закон выживания нации.

Страна получила самую низкую рождаемость в мире. По этому показателю к нам приближаются лишь Германия с Испанией, но там население уходит из жизни несравнимо более медленными темпами. В России же морг становится куда более посещаемым заведением, чем родильный дом. Если в 1989 -1990 годах, то есть на заре исторического перелома, в России умирало 11 человек на тысячу, то в 2003 году – уже 16,4. В результате по продолжительности жизни страна занимает одно из первых мест с конца мирового списка. Русские мужчины живут около 58 лет, а женщины - 72 года, тогда как в более благополучных странах эти показатели достигают соответственно 77-78 и 80 лет.

Правда, продолжительность жизни и воспроизводство нации – вещи разные. Дожив до возраста Мафусаила, плодить потомство особого азарта нет. Будущее нации решает ее юное поколение: захочет оно рожать детей – страна избежит угрозы депопуляции, а то и, при худшем обороте событий, вымирания.

Почему же молодые Иваны и Наташи ведут себя так непатриотично?
В массовом сознании бытует упрощенное мнение, будто россияне боятся заводить детей из-за плохих материальных условий. Между тем со времен ранних экономистов вроде Адама Смита известно: связь между благосостоянием и рождаемостью как раз обратная. Чем меньше доход семьи, тем более многочисленным потомством она себя обычно награждает. Поэтому наивная вера, будто стоит вдоволь накормить русский народ, как он проникнется  благородной идеей умножить свою численность, не очень-то научна, считают серьезные российские социологи. 

  Свою лепту в общественную дискуссия внесла на днях Русская православная церковь, созвавшая на эту тему специальный форум. Там тоже пришли в мысли, что экономические трудности – не главные причины демографического кризиса в России.

Любопытные арифметические выкладки  митрополит Калужский Климен. Если тратить на ребенка даже 5 тысяч рублей в месяц (около 160 долларов, что немало по здешним меркам), то чтобы вырастить его до самостоятельной жизни, хватит суммы, за которую можно купить среднюю иномарку, подсчитал святой отец. Но продажа иностранных автомобилей за последний год в России удвоилась, подметил он, а рождаемость по-прежнему скользит вниз. Русские  предпочитают гладить не головку своего ребенка, а лак «мерседесов».

Поэтому точнее было бы сказать, что сложная ситуация в экономике лишь усугубляет демографический кризис, считают православные отцы. По их мнению, источник проблемы -  в "духовном неблагополучии нации". Россия знавала и более тяжелые времена, однако люди не отвергали тогда "дара чадородия" в погоне за "комфортом и вседозволенностью", учит прихожан церковь. Её иерархи требуют запретить аборты и ввести в СМИ религиозную цензуру для "соблюдения этических норм и защиты нравственности".

Еще одна популярная в России точка зрения сводится к тому, что массовая малодетность интернациональна – схожие процессы идут в других, более благополучных странах - и представляет собой симптом глобализации. Это раньше, в древнем аграрном обществе, сын был защитником родителей, их кормильцем в старости. С развитием цивилизации эти важные функции переходят к социальным институтам – армии, государству, пенсионным фондам.

То есть дети становятся семье, , не очень нужны. Тем более что сегодняшний характер высокотехнологичного производства поощряет работников без семьи. Руководителей компаний больше устраивает трудоголик, сочиняющий компьютерный софт 24 часа в сутки, чем человек, рвущийся провести досуг в кругу семьи.

Таким образом возникает, вроде бы, конфликт между интересами государства и личности. Чтобы преумножить нацию, защитить ее от врагов, государству нужно 2-3 ребенка от каждой семьи, тогда как самой этой семье дети все чаще не нужны.

 Угроза заставляет искать более гибкую демографическую политику. Её тестирование уже началось в Москве: здесь городские власти увеличили денежные пособия роженицам, ввели для молодых семей льготы на получение ипотечных кредитов.

И как все-таки отзывчива человеческая натура! – в столице в 2003 году сразу родилось 87 тыс детей, то есть на 8% больше, чем годом раньше. Опыт Москвы обнадеживает: у россиян все-таки остаются шансы сохранить себя как народ.

Опыт же других стран подсказывает России еще один проторенный путь – спад рождаемости можно успешно уравновесить за счет иммиграции. «Если Россия захочет остаться большой страной с большим влиянием, то она должна стать страной большой иммиграции: такой, как США, Австралия, Бразилия или Канада, - советует Блэр Рубл, директор Института Кеннана в США. - Это единственный способ, как в течение ближайших 30-40 лет Россия могла бы преодолеть демографическую пропасть.»

Собственно, иммиграция, особенно нелегальная, - это уже факт российской жизни. Половина всех временных иностранных рабочих, занятых в России, - выходцы из бывших республик СССР, в основном Украины, Казахстана, Таджикистана. Кроме того у России остается поистине бескрайний резерв людского капитала – 25,3 млн соотечественников, отрезанных от матушки-Родины новыми границами. Подсчитано, что потенциал русскоязычных репатриантов из стран СНГ и Балтии мог бы составить от 2 до 4 млн человек. Их переселение в Россию не только смягчило бы демографический спад, но и помогло бы преодолеть вспышки сепаратистских настроений, сохранить целостность страны.

Мало объявлять о желательности иммиграции, нужна еще продуманная политика поощрения иммигрантов, их ассимиляции в России, воспитания толерантности к ним. В последнем, к сожалению, пока успехов мало.

Не дать человеку переехать туда, где ему лучше – это в древних российских традициях. Царь Петр Первый так ценил рабочую силу, с помощью которой прорубал окно в Европу, что еще больше закрепостил крестьян. Диктатору Сталину так хотелось накормить город за счет деревни, что он сделал то же самое с колхозниками.

Сейчас место царей и диктаторов занял терроризм. Сославшись на необходимость борьбы с этим злом, Госдума приняла в конце прошлого года поправки к Административному кодексу, сурово ужесточающие наказания за нарушение миграционных правил. Так, штраф за проживание без регистрации увеличен в 25 раз, причем не только для самих мигрантов, но и россиян, предоставляющих приезжим жилье, транспорт и работу. Упрощения же самой процедуры регистрации и выдачи разрешений на работу не произошло. Для иммигрантов такие поправки – как запрещающий знак при въезде в Россию.

Тем временем демографический кризис грозит оголить целые регионы - особенно на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке. В вакуум устремляется приграничное население КНР – здесь уже поселилось, по некоторым оценкам, около полумиллиона нелегальных китайских иммигрантов. Хотя более реальны цифры раз в десять меньшие. Готовы они осваивать российские просторы вплоть до сибирской тайги и легально. Пекин уведомил Москву, что мог бы направлять ежегодно для работы по контрактам по 200-300 тыс человек.

Российские ультранационалисты буквально взвыли: «В Сибири скоро вырастет настоящий чайна-таун! Нас заставят хлебать борщ палочками!»

Между тем опасность китайской оккупации дальневосточных окраин России на самом деле весьма призрачна. В истории нет примеров, когда бы население более развитой страны бурно мигрировало в менее развитую. А темпы развития экономики Китая пока заметно опережают российские.

Так что перед нами кризис, вполне поддающийся разрешению. –0-

Лента новостей
0