Интервью Сергея Багапша по итога поездки в Москву

Подписаться
Сергей Багапш после возвращения из поездки в Москву, состоявшейся на минувшей неделе, дал интервью абхазским журналистам. Агентство "Новости-Грузия" полностью и без изменений публикует текст интервью, размещенное на сайте сухумского информагентства "Апсныпресс".

Сергей Багапш после возвращения из поездки в Москву, состоявшейся на минувшей неделе, дал интервью абхазским журналистам. Агентство "Новости-Грузия" полностью и без изменений публикует текст интервью, размещенное на сайте сухумского информагентства "Апсныпресс".

***

Корр.: Сергей Васильевич, Вы недавно вернулись из Москвы. Расскажите, пожалуйста, с какой целью Вы ездили в российскую столицу и с кем встречались?

С. В. Багапш: В Москве было много встреч. В основном они касались экономического блока вопросов. Мы обсуждали вопросы железнодорожного сообщения, восстановления железнодорожного полотна, энергетики, пенсионного обеспечения. Второй блок вопросов касался международных дел и международных вопросов.

Первая встреча была со спикером Государственной Думы РФ Борисом Грызловым, вице-спикером Сергеем Бабуриным, группой депутатов. Встречи касались как собственно абхазских проблем, так и двусторонних отношений. Я неоднократно заявлял, что для развития бизнеса и более четкого взаимодействия коммерческих структур необходимо состыковать некоторые законы нашей республики с законами Российской Федерации.

Необходимо развивать правовую базу экономических отношений. Без внешних инвестиций нам будет трудно развивать собственную экономику. Нам нужно принять такие законы, чтоб республика стала привлекательной для серьезных бизнесменов.

Были встречи в Генеральной прокуратуре, где решался ряд вопросов жизненно необходимых для нас. Это, в первую очередь, борьба с преступностью, Абхазия не должна становиться местом, где скрываются люди, совершившие преступления в России. А также нельзя допускать, чтоб те, кто совершает преступления здесь, укрывались в России. Мы не хотим, чтобы Абхазия была зоной, где укрываются беглые преступники. Мы этого не позволим. В этом направлении будет подготовлен соответствующий договор. Мы будем работать с правоохранительными органами РФ.

Очень серьезно стоял вопрос о сквозном железнодорожном сообщении через территорию Абхазии в Армению. В этом вопросе есть свои проблемы, прежде всего, политического характера, касающиеся Грузии. Я думаю, что во главу угла следует ставить экономическое развитие государства. Для нас важно возобновление сквозного железнодорожного сообщения, поскольку это - и инфраструктура, и тарифы, и поступления в бюджет, и дополнительные рабочие места.

Проблем много. Предстоит серьезная работа. Нужны не только рельсы и шпалы, но и подъездные пути, светофоры, депо, а главное, кадры, профессионалы-железнодорожники.

Я намерен встретиться с руководителями железной дороги и обговорить с ними эти вопросы. Это очень серьезный и большой объем работы, который в перспективе даст нам хорошую прибавку в бюджет республики.

Тоже самое и в области энергетики. Мы, к сожалению, не можем сами решить все проблемы энергетики. Надо закрепить уже достигнутое, приводить в порядок энергетическое хозяйство, чтобы население Абхазии было обеспечено электроэнергией, особенно в летний период, когда много курортников.

Я хочу отметить, что мой визит не был официальным, хотя меня принимали во всех министерствах и ведомствах, куда мы обращались. В каких именно министерствах я был, это - не самое главное.

Меня часто спрашивают, доволен ли я встречами? Доволен, потому что, это был разговор о тех проблемах, которые стоят перед Абхазией. В России много людей, которые заинтересованы работать с Абхазией и в Абхазии. Я думаю, это хорошая тенденция, которую мы будем развивать.

Корр.: Сергей Васильевич, затрагивались ли на встрече вопросы грузино-абхазских отношений?

С. Багапш: Да, такие вопросы обсуждались с некоторыми официальными лицами России. Речь шла о тактике поведения, о будущем переговорного процесса, участии в переговорном процессе.

Мы объяснили, что, по большому счету, переговорный процесс зависит не от нас , а от того, насколько адекватно ведет себя грузинская сторона. Я заявил, что мы готовы к переговорам. Мы готовы говорить с Грузией на равных, как независимое государство, готовы налаживать нормальные добрососедские отношения с Грузией. Другой разговор, в другом формате, просто невозможен. Я дал много разных интервью. На радиостанции Эхо Москвы», мне также задавали вопросы о Саакашвили, его выступлении в Страсбурге. На заседании ПАСЕ президент Грузии заявил, что с Абхазией вести мирные переговоры практически невозможно.

Как я это расцениваю, Если невозможно вести мирные переговоры, то нужно вести немирные. Немирные переговоры - это опять силовое давление. Правда сейчас в грузинской прессе говорят, что Саакашвили не имел ввиду военного пути решения проблемы. Если это так, то хорошо. Но мы должны быть готовы к любому развитию событий.

Корр: Сергей Васильевич, как идет процесс формирования новой структуры правительства ?

С. Багапш: Я не отношусь к той категории людей, которые за революционные изменения. Изменений просто ради изменений не будет. Надо исходить из целесообразности существования того или иного министерства и ведомства, от того сколь полезна его работа для государства, какова отдача. У нас есть министерства, которые практически ничего не контролируют, но называются таковыми и содержат большие штаты. Я не хочу сейчас называть конкретно те или иные министерства. Но подобного у нас не будет. Будут отделы, к примеру, при министерстве экономики, вот там и пусть занимаются этими вопросами с небольшим штатом. Я думаю, что если не на половину, то намного количество министерств сократится. За счет освобождающихся штатов мы должны будем повысить зарплату тем людям, которые будут работать с полной отдачей. Профессионалы, если они есть, должны и будут трудоустроены.
Людей выбрасывать мы не собираемся и не будем. Но структуру нужно создавать очень гибкую и мобильную, ту, которая будет работать.

Корр.: Оказывали ли в Москве на Вас давление в связи с предстоящими кадровыми назначениями?

С. Багапш: Нет. Сразу могу заявить, что никакого давления не было. Я понимаю, что вы имеете ввиду высшие посты государства. Этого не было. Меня поздравили с избранием. Для них самое главное, чтобы в государстве была стабильность, чтобы в обществе было взаимопонимание, чтоб вся эта предвыборная риторика и борьба отошли на задний план.
Кадровые вопросы мы будем решать здесь, в Абхазии. Надо учитывать профессиональные качества людей их . способности. Не должно быть амбиций и обид по поводу того, что кто-то работал в избирательном штабе, а его не назначили на должность. Вот этого точно не будет. Кто-то может работать министром, кто-то может работать заместителем, кто-то - в комитете.

Назначение на ту или иную должность не должно зависеть от того, в каком штабе работал человек. Все они наши граждане. Профессионалы будут востребованы. Что касается инаугурации, то приглашение получат представители различных политических сил. Мы не можем делить народ Абхазии на своих и чужих. К этому больше не следует возвращаться. Ну, а если кому-то очень неймется, и кто-то захочет вывести ситуацию из под контроля, раскачать ее вновь, по отношению к таким после 12 февраля будут применяться соответствующие законы.

Корр.: Предлагал ли Вам действующий президент Владислав Ардзинба конкретно кого-то в состав нового правительства?

С. Багапш: Таких предложений не было. Владислав Григорьевич Ардзинба - тактичный человек. Он сам хорошо знает всю эту кухню. Он сам не терпел, когда ему что-либо навязывали. Вы знаете, у каждого - свое видение этого вопроса. Я придерживаюсь того мнения, что нужно советоваться. Всезнайки нет на этом свете. Но делать надо правильный выбор из того, что советуют.

Мы готовы выслушать советы, но решать будем сами. Здесь не должно быть ошибок. Новому правительству придется сразу же работать, засучив рукава. Мы и без того уже практически два месяца нового года потеряли. Бюджет сверстан. Его нужно выполнять и наращивать. Курортный сезон приближается. Нерешенных проблем много. Все это ляжет на плечи не только правительства, но и руководства республики, вице-президента и президента.

Корр.: Как Вы относитесь к проблеме абхазского языка? Что надо сделать для его развития?

С. Багапш: Проблема развития абхазского языка - важная государственная проблема. В Москве шла речь о развитии экономики, инвестициях, бизнесе. Но нельзя допустить, чтоб наш народ растворился среди других, а язык исчез.
Есть Государственная программа развития абхазского языка. Надо выяснить, как она выполнялась, какие в ней недочеты, учесть их.

Если мы хотим сохранить свой язык, то мы должны финансировать эту область. Дети должны учиться, должны работать институты. Детям нужны книжки, мультики, хорошие и любящие их учителя. Учителям надо платить достойную зарплату, повышать их авторитет.

Самое главное - это инвестиции в образование. Развитие нашей культуры зависит в первую очередь от уровня преподавания в дошкольных и школьных учебных заведениях.

Корр.: В республике говорят о создании некого политического блока, в который войдут люди, находившиеся в оппозиции к Вам? Как Вы к этому относитесь?

С. Багапш: Очень спокойно отношусь. К сожалению, во время предвыборной и выборной кампании была создана оппозиция против оппозиции. Мы были в оппозиции, и против нас была оппозиция. Трудно было разобрать, где власть, а где оппозиция.

Создание политических партий и блоков - это нормальный демократический процесс. Это нормально, если есть конструктивная оппозиция. Если они будут предлагать варианты развития государства, экономики, абхазского языка, воспитания нашей молодежи, мы готовы все эти вопросы обсуждать. Еще раз хочу подчеркнуть, оппозиция не приехала к нам откуда-то с Востока. Это наши люди, наши граждане, которых беспокоят проблемы. Их необходимо выслушивать, прислушивается к их мнению и делать из этого выводы.

Что я не могу категорически принять, так это клевету. Что касается конструктивной оппозиции, то это нормально. Я слышу, что одни хотят провести акцию протеста, объявить голодовку, другие хотят манифестации. Я спрашиваю, против кого.?, Мы же еще работать не начали, а уже говорят об оппозиции против нас. Это уже не оппозиция, а сведение счетов и месть. Если будем мстить друг другу, я думаю, что акценты сместятся в другу сторону. Я за оппозицию, но я против мести.

В заключение, я хотел бы обратиться к нашим гражданам. В последнее время в республике наблюдается оживление. Я обращаюсь к главам администраций, ко всем ответственным работникам. Мы хотим провести 12 февраля инаугурацию скромно, но торжественно. Я далек от мысли, что это праздник. Это обычная работа, необходимая для того, чтобы узаконить все то, за что мы проголосовали.

Меня беспокоит всплеск преступности в последнее время. Соответствующие структуры должны обратить на это серьезное внимание. Началась чуть ли не распродажа и выкуп государственного транспорта. Я хочу предупредить всех, попросить всех министров, сделавших много для нашего государства, не размениваться на какие-то меркантильные дела. Поверьте, что конец света не пришел. Многие из вас будут работать и в комитетах и министерствах, других организациях. Не надо делать так, чтобы новое руководство вынуждено было приобретать для всех министров и госкомитетов новую технику. Это - большие расходы. Этого нельзя допустить. Дана команда ГАИ не оформлять такие машины. Нам всем жить в республике вместе.

Я прошу глав администраций приостановить процесс приватизации, передачи в собственность непонятным людям государственных объектов, чтобы после 12 февраля, новому руководству не пришлось вновь возвращались к этим вопросам.

Лента новостей
0