РОССИЯ : Северо-Корейская бомба в свете российско-американской встречи в Братиславе

Подписаться
Алексей Арбатов, директор департамента международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук

Алексей Арбатов, директор департамента международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук

- В преддверии встречи президента России Владимира Путина и президента США Джорджа Буша я бы охарактеризовал нынешние российско-американские отношения  как нормальные. Мы не считаем друг друга врагами. Другое дело, что  наше сотрудничество недостаточно, несоразмерно реальному весу Соединенных Штатов и России. И в этой связи можно сказать, что  в российско-американских отношениях наступила опасная стагнация.

Я не назову это кризисом. Мы близко подошли к кризису во время президентских выборов на Украине. Россия и США стояли на пороге кризиса и тогда, когда американцы начали  военные действия в Ираке, а до этого хотели поставить вопрос о резолюции СБ ООН, грозились карами всем, кто наложит вето на предлагаемую ими резолюцию.  Но стагнация – это тоже опасное состояние. Оно неизбежно ведет к скатыванию назад, сужению сотрудничества и нарастанию противоречий.            

  В отношениях России и Соединенных Штатов имеется огромное количество нерешенных проблем. Они мало обсуждаются. Стороны отделываются  поверхностными коммюнике, заявлениями, соглашениями. Две великие державы в течение многих лет не подписали ни одного серьезного договора. Это, в общем-то,  вина  нынешней американской администрации, для которой не существуют международные договоры. Но придерживаться такого принципа –  значит, отрицать любые международные отношения. Потому, что со времен Гуго Гроци их тканью и плотью были  международные договоры.  Фиксировались совпадения интересов государств. Если американцы  не хотят  сотрудничать на договорной основе, следовательно, Россия должна это пробивать. А российская политика в этом плане, во-первых,  безынициативная, во-вторых, нескоординированная.  Министерство обороны, Совет безопасности, МИД, внешнеторговые организации действуют кто во что горазд,  сами по себе.

Я не хочу рассматривать встречу в Братиславе как футбольный матч, но у России есть что «выкатить» американцам. Они  будут критиковать российскую внутреннюю политику. И во многом правильно. Американская сторона будет требовать от Москвы поддержки их политики в Ираке и Иране. Здесь Америку можно в чем-то поддержать, но при этом жестко оговорить свою позицию, которая в основном совершенно обоснованная и совпадает с позицией Западной Европы. Но есть аспекты, по которым Вашингтон также следует критиковать. Разве ядерные арсеналы исчезли? Мы что не договорились о новом сокращении наступательных стратегических вооружений в 2002 году? Причем приняли решение оформить это в  форме договора. И ничего не сделали. В области соглашений по противоракетной обороне также ничего не сделано. От США исходит инициатива по созданию новых ядерных вооружений,  которые рассматриваются к тому же  как обычное оружие повышенной взрывной силы. Это очень опасное веяние.

 Когда великие ядерные державы ничего всерьез не делают для сокращения своих ядерных арсеналов, а продолжают упирать на ядерное сдерживание, на доктрину первого ядерного удара и на модернизацию  ядерного оружия, что можно ждать тогда от неядерных государств?  Они смотрят на  Соединенные Штаты, на  Россию и решают, что им, наверное,  тоже надо такое оружие приобрести. Особенно с учетом опыта Ирака. США напали на эту страну, свергли существовавший там режим. Я не говорю, плохой или хороший. Но это была неправовая силовая акция, без санкции Совета Безопасности. А Северная Корея тут  же заявила, что у нее есть силы ядерного сдерживания. Блеф – не блеф. В этом  специалисты должны разбираться. И американцы сразу сняли все прямые угрозы в адрес Северной Кореи и начали с ней вести переговоры в рамках шестерки, чтобы уговорить ее отказаться от ядерной программы.

Какой пример другим странам? Сделайте ядерное оружие или заявите хотя бы, что оно у Вас есть. С Вами будут разговаривать. А теперь Северная Корея и вовсе объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия, из шестисторонних переговоров о прекращении ее разработок в области атома и о том, что она создала  ядерное оружие.

 Вопросы нераспространения оружия массового уничтожения, как в общем, так и конкретном плане, вне всякого сомнения, будут рассматриваться  на предстоящей в Братиславе встрече российского  и американского президентов. Конкретно, я полагаю, предметом обсуждения станут  ядерные программы Ирана. Соединенные Штаты, как известно, усиливают давление на Иран. И в связи с тем, что Иран делает в области своих ядерных программ, и потому, какую Иран занимает позицию по Ираку. Вашингтон беспокоит, что Иран поддерживает Хасбалах. А международный терроризм не состоит из разрозненных организаций, являющихся островами. Там и Хамаз, и Аль-Каида.  

 Видя, грубо говоря, что Россия доверяет  Ирану в том, что его ядерная энергетика носит мирный характер, а Соединенные Штаты  не доверяют,  Европа, что весьма положительно, выступила в качестве третейского судьи.  Крупнейшие европейские державы -  Германия, Франция и Великобритания -  взяли на себя инициативу урегулировать вопрос с иранской ядерной программой большим пакетом соглашений, которые выходят далеко за пределы чистой энергетики. Он включает и дипломатические аспекты, и вступление Ирана в международную торговую организацию, и капиталовложения, и выход европейских фирм на иранский рынок. Все это предлагается Ирану в качестве вознаграждения  за то, чтобы он отказался от тех элементов своей ядерной программы, которые полностью разрешены Договором о нераспространении ядерного оружия, но имеют двойное назначение. Россия гарантирует поставки ядерного топлива в Бушер на АЭС и в последующем вывоз отработанного топлива. Российская позиция, таким образом, дополняет европейскую. Так как Европа – ближайший союзник США, надо полагать, что она оказывает определенное влияние на курс Вашингтона.

В целом встреча   президентов России и США в Братиславе, с моей точки зрения,  призвана не продвинуть вперед российско-американские отношения, а прекратить их сползание к критическому уровню. Много накопилось разногласий. В последние годы, в частности, в последний год и несколько месяцев, почти все международные проблемы, которые возникали, становились предметом очень серьезных противоречий между Москвой и Вашингтоном, начиная с Ирака и заканчивая Украиной. И, безусловно, президенты должны прояснить позиции своих стран, договориться о том, где можно  разногласия снять, и выяснить, где существуют большие расхождения. –0-

Лента новостей
0