РОССИЯ : Интеллектуальная собственность в России имеет защитников

Подписаться
Так уж повелось в России, что научная мысль здесь подчас опережает предпринимаемые государством меры по ее охране. О том, что изобретения – это не только личная, но и национальная ценность, которую надо беречь от воровства, в России поняли еще в ХVI-XVII веках. Тогда же задумались и о системе охраны этого нематериального богатства.

Так уж повелось в России, что научная мысль здесь подчас опережает предпринимаемые государством меры по ее охране. О том, что изобретения – это не только личная, но и национальная ценность, которую надо беречь от воровства, в России поняли еще в ХVI-XVII веках. Тогда же задумались и о системе охраны этого нематериального богатства.

Но думали недостаточно быстро. Казусов с российскими открытиями и изобретениями за прошедшие столетия случилось немало. До сих пор в мире ведутся споры, кто же изобрел радио: российский гражданин Александр Попов или  итальянец Гильельмо Маркони? Нет единого мнения и относительно паровой машины. Россияне убеждены, что первым изобрел и построил её Иван Иванович Ползунов в 1765 году. Однако европейская история приписывает это достижение Джеймсу Уатту. То же с лампочкой накаливания. Первым ее изобрел Александр Николаевич Лодыгин в 1874 году, однако не запатентовал сей факт. В результате в 1879 году мир получил лампочку Эдисона.

Горький исторический опыт многому научил россиян. И сегодня  в этой стране к охране изобретений и соблюдению авторских прав относятся гораздо серьезнее, чем в былые годы. 

Контролирует ситуацию Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Это государственный орган исполнительной власти, который курируется Министерством образования и науки Российской Федерации. Именно здесь выдаются патенты и авторские свидетельства.

Сегодня Роспатент напоминает конвейер. Ежегодно в эту службу стекается примерно 70 000 заявок на получение патентов и авторских свидетельств. Особенность российской патентной системы в том, что для большей части объектов интеллектуальной собственности правовая охрана осуществляется не в уведомительном порядке, а в разрешительном. То есть прежде чем выдать патент или авторское свидетельство, специалисты Роспатента проводят не только формальную экспертизу, но и так называемую экспертизу по существу. Даже товарные знаки здесь проходят весьма тонкий анализ. Поэтому и штат службы соответствующий – около 3000 человек, которые проводят экспертизу, сортируют, обрабатывают изобретения и ежедневно выдают примерно 2000 охранных документов.

Чтобы получить в России свидетельство, нужно ждать примерно пять-шесть месяцев. В Роспатенте считают, что по мировым меркам при существующей экономической активности это приличный показатель. Однако если учитывать, что  Россия  сейчас быстро развивается и количество заявок на правовую охрану должно увеличиться в 3,5-4,5 раза, то имеющихся сил явно недостаточно.  Поэтому в Роспатенте озаботились внедрением современных технологий. Уже сейчас вводится система электронной подачи заявок. А в будущем IT-технологии будут использоваться по всей технологической цепочке.

В последние годы в России появились объединения производителей, государственных и общественных структур, которые непосредственно помогают государству делать эту систему эффективнее. Существует специальная Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности под председательством премьер-министра РФ. А в прошлом году был создан Консультативный Совет по интеллектуальной собственности, в который вошли руководители российских и международных компаний-производителей. Как люди, заинтересованные в том, чтобы уберечь свою продукцию от незаконного копирования, они видят слабые места российской системы охраны интеллектуальной собственности и предлагают государству решения ключевых проблем. Плюс ко всему значительно возросла активность правоохранительных органов по пресечению правонарушений в этой трудноуловимой области.

В последние годы серьезно обновилось законодательство об интеллектуальной собственности. Самое важное – внесены изменения и дополнения в законы "Об авторском праве и смежных правах", "Патентный закон РФ". Появился закон "О коммерческой тайне". То есть российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности в целом отвечает международным стандартам. На сегодняшний день страна присоединились к 14 из 24 международных договоров, посвященных данной проблеме.  Кстати, в российском уголовном кодексе есть специальные статьи: 146 – нарушение авторских прав и 147 – нарушение патентных прав. Следит за их исполнением специализированное управление Министерства внутренних дел России.

Насколько эффективно вся эта система работает? Наверное, пробелов в ее деятельности еще много.  И, тем не менее, по сведениям Министерства юстиции России, за девять месяцев 2004 года было возбуждено около 1 тысячи дел, наказано примерно 670 человек. Как правило, это штрафные санкции, но встречаются и уголовные наказания, правда, в тюремную камеру нарушителей пока не запирают. Ограничиваются условными сроками. Система разбирательств в досудебном, административном порядке тоже не дремала. Так, за 9 месяцев прошлого года Палата по патентным спорам рассмотрела порядка 2000 дел, в основном касающихся средств индивидуализации товарных знаков. Среди них около 200 – нарушение патентных прав, остальное – претензии, связанные с товарными знаками. Эти цифры втрое больше, чем за 12 месяцев 2003 года.

Хотя, конечно, претензий к России по поводу небрежного отношения ее граждан к чужой интеллектуальной собственности по-прежнему немало.  Например, в апреле прошлого года к России обратились сотрудники Торгового представительства США с требованием немедленно принять меры по снижению производства и распространения контрафактной продукции, в том числе на цифровых носителях, CD и DVD на территории Российской Федерации. По последним оценкам Международного альянса по интеллектуальной собственности (IIPA), ежегодный ущерб американских правообладателей от действий российских производителей контрафактной продукции составляет $1 млрд. Возмущенные американцы даже потребовали исключить Россию из Генеральной системы преференций (ГСП). В ее рамках Россия поставляет в США кованый титан, алюминий, углеводород, феррохром и ванадий. ГСП позволяет российским экспортерам ежегодно ввозить в США товары на $430 млн. в год и экономить на пошлинах (15% в среднем) около $64 млн. в год.

Пожелания Торгового представительства США были учтены правительством РФ. Их даже записали в "Плане первоочередных мероприятий по противодействию правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации". Заметим, американской стороне не удалось на фактах доказать выдвинутые претензии, и Россия могла бы и не реагировать на них. Но дискуссия пошла на пользу всем. Например, совместными усилиями придумали, что рост или сокращение объемов контрафактной продукции можно определять по поведению рыночной цены пиратской продукции после закрытия производящих ее заводов.

Американская сторона оценила эти переговоры как конструктивные. По мнению сопредседателя рабочей группы, г-жи Новелли, в ходе следующего заседания может быть рассмотрен вопрос о том, чтобы все-таки вычеркнуть Российскую Федерацию из списка стран особого наблюдения в рамках режима ГСП.

Кстати, в России всегда понимали, что охрана интеллектуальной собственности – проблема международная. Поэтому надо поддерживать постоянный диалог с мировым сообществом. Сегодня Роспатент в рамках соглашения с Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) работает  в качестве международного поискового органа и органа международной предварительной экспертизы.  И только за 2003 год на проведение международного поиска к нему поступило 555 международных заявок. Кроме того, российская сторона подготовила 87 отчетов с заключениями экспертизы по заказам патентных ведомств развивающихся стран.

Роспатент активно участвует в работе 18 основных комитетов и рабочих групп Всемирной организацией интеллектуальной собственности ВОИС. В России был  осуществлен проект TACIS «Защита интеллектуальной собственности», который гармонизирует права интеллектуальной собственности в России со стандартами ЕС и TRIPS. Наведены мосты и с Европейским патентным ведомством (ЕПВ). Патентная документация Российской Федерации включена в информационную систему ЕПВ ESP@CENET. Планируется обеспечить доступ к российской патентной информации в рамках общеевропейской поисковой системы, рассчитанной на широкого пользователя. Подписаны соглашения о сотрудничестве Роспатента с Ведомством интеллектуальной собственности Монголии, Ведомством по изобретениям Корейской Народно-Демократической Республики. Идет работа по развитию сотрудничества с Патентным ведомством Болгарии. Найдены точки соприкосновения и с Германией. Совместно с Федеральным патентным судом Германии Роспатент уже провел международные семинары «Биотехнология и патентное право», «Правовая охрана знаков», «Тенденции развития в патентном праве и последствия использования информационных технологий». –0-

Лента новостей
0