Что бы ни решили обсуждать Владимир Путин и Джордж Буш на встрече 24 февраля в Братиславе, им не миновать темы экономического сотрудничества двух стран.
Особенно впечатляют новые любопытные тенденции – впечатляющей игры российского бизнеса на чужом, американском поле. У крупных российских концернов прорезался аппетит на огромные активы в Америке. Так, «Северсталь» приобрела компанию Rouge Industries, пятого по величине производителя стали в США, а «ЛУКойл» добился согласия Conoco Philips на продажу ему пула автозаправочных станций в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания.
Президентам будет приятно отметить: с каждым месяцем экономический фундамент становится прочнее, во многом за счет расширения двусторонней торговли.
По общему объему инвестиций в экономику США Россия приближается к 1 млрд долларов, что уже почти сопоставимо с экспортом американского капитала в обратном направлении.
Если в 2003 году её объем составил 7,1 млрд долларов, то сегодня он приближается к 14 млрд. Но этот скачок в 2 раза, конечно, не помешает высоким собеседникам согласиться, что их страны лишь подступают к освоению неиспользованных возможностей.
Действительно, Россия остается пока где-то в третьей десятке торговых партнеров Америки, пропустив вперед, помимо прочих, такие государства, как Нигерию, Венесуэлу и Швецию. Со своей стороны Соединенным Штатам приходится довольствоваться 7-м местом в аналогичном российском списке.
Москву также мало устраивает не только то, в каком объеме она торгует с Америкой, но и чем. Импорт удручает засильем товаров с высокой добавочной стоимостью, экспорт почти целиком состоит из сырья и продукции с низким уровнем обработки. Москве хотелось бы, как выражаются ее представители, в ближайшие годы «облагородить» содержание двустороннего торгового обмена.
Не очень впечатляют пока и успехи США как вкладчика капиталов в российское хозяйство. От державы с таким гигантским инвестиционным потенциалом можно было бы ожидать большего. По результатам 2004 года Америка соскользнула со второго на третьего место по объему прямых инвестиций в России – $ 4,2 млрд, пропустив вперед Нидерланды - $ 7,8 млрд и Кипр - $ 5,5 млрд. По общему же (включая портфельные) объему капиталовложений, составляющих $ 6,7 млрд, США остаются лишь на скромном 6 месте.
Что мешает добиться решающего прорыва в экономическом сотрудничестве двух стран? Похоже, взгляды Москвы и Вашингтона на эту проблему несколько рознятся.
Американские гуру любят сетовать на некое отсутствие «нормальной экономической среды» в России, неразвитую законодательную базу, а также на то, что им представляется недостаточной защищенностью бизнеса от произвольных действий властей. В доказательство последнего греха обычно приводят «дело ЮКОСа».
Москва готова принять часть упреков, особенно касающихся несовершенства законов и их применения, что сегодня видно из практически любых заявлений ее высших чиновников. Хотя к государству, только что совершившему прыжок из плановой экономики в сторону рынка, можно было бы проявить в этом смысле большую терпимость. Вместе с тем, нельзя отрицать, что для страны с ее уровнем доходов Россия отличается завидными макроэкономическими показателями.
Что касается «дела ЮКОСа», так болезненно воспринятого Западом, то, к удивлению многих, оно не мешает авторитетным международным агентствам повышать инвестиционный рейтинг России. Похоже, «дело ЮКОСа» используется американскими неоконсерваторами вовсе не для защиты российского частного бизнеса, а для того, чтобы усложнить жизнь администрации Буша, заставив ее ужесточить политику на российском направлении, и в конечном счете, если повезет, поссорить две страны, вылепив из России образ врага.
Видимо, в ответ на это глава российской дипломатии Сергей Лавров, выступивший недавно на Российско-американском совете делового сотрудничества, высказал надежду, что «Россия и США научились отделять главное от второстепенного».
Главное в экономической области, с точки зрения России, сводится сейчас, помимо прочего, к перспективам её вступления в ВТО.
Добившись в 2004 году поддержки своих планов Европейским союзом и Китаем, Москва во многом переключилась сегодня на достижение схожей договоренности с Соединенными Штатами. Кое-какие положительные сдвиги уже есть – например, удалось договориться об условиях торговли гражданской авиатехникой. Но камни преткновения остаются. Это либерализация российского рынка услуг, прежде всего банковских и страховых, государственная поддержка сельского хозяйства, защита интеллектуальной собственности.
Если свести эти разногласия к единой формуле, то она окажется довольно незамысловатой. Россия просто хочет стать членом ВТО на обычных, стандартных условиях. К сожалению, старожилы организации, включая США, к этому не готовы. Подтверждений попытка отвести России ущербную роль партнера второго сорта немало.
Помимо ВТО чего стоит, например, нескончаемая история с поправкой Джексона – Вэника, чье первоначальное назначение сводилось к поддержке выезда евреев из СССР. СССР развалился, проблемы еврейской эмиграции давно нет. Но Россия из-под действия архаичной поправки до сих пор не выведена.
Причем Москву успокаивают: «Поправка, по сути, уже не влияет на торговые отношения России и США». Да, это верно. Но она остается для Кремля серьезным раздражителем, поскольку её существование вряд ли свидетельствует о готовности администрации США использовать свой политический капитал для нейтрализации русофобских настроений в Конгрессе, а, в конечном счете, и для развития экономического сотрудничества с Россией.
Перечень такого рода раздражителей можно продолжить.
Трудно поверить, но факт: до сих пор американским фирмам запрещено продавать России суперкомпьютеры. Этот запрет восходит к пресловутому КОКОМу, специальному комитету, регулировавшему экспорт "чувствительных" технологий в СССР и страны Варшавского блока. Опять-таки, где СССР, где Варшавский блок? Их нет, но запрет свято соблюдается.
Между тем, Соединенные Штаты, может быть, даже больше заинтересованы в экономическом партнерстве с Россией, чем сама Россия.
Ключевое здесь слово: энергетика. Еще в 2002 году президенты Путин и Буш благословили развитие российско-американских связей в энергетической сфере, имея в виду огромные ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Москва не имеет ничего против, если доступ российской нефти и газа на североамериканский рынок увеличится с нынешних 2 до 10 процентов.
Уже намечен список перспективных проектов. Среди них – строительство нефтепровода Западная Сибирь – Баренцево море, прямые поставки нефти и сжиженного газа в США с Сахалина, намеченные на 2005-2006 годы, возможные совместные разработки одного из крупнейших нефтегазовых месторождений в мире – Ковыктинского, исследование новых источников энергии, прежде всего водорода.
В отличие от ситуации в Европе Россия никогда не считалась крупным прямым поставщиком энергоресурсов в США. Теперь Путин и Буш могут радикально изменить эту ситуацию.-0-