РОССИЯ : Как российскому автопрому завлечь покупателя?

Подписаться
Российская автомобильная промышленность вполне могла бы бурно развиваться и заполнить собственной продукцией свой весьма обширный внутренний рынок, если бы руководители автозаводов, наконец, уяснили: русский потребитель не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи. Тут, правда, надо оговориться, что русская народная мудрость под словом «дешевые» подразумевает понятие «некачественные».

Российская автомобильная промышленность вполне могла бы бурно развиваться и заполнить собственной продукцией свой весьма обширный внутренний рынок, если бы руководители автозаводов, наконец, уяснили: русский потребитель не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи. Тут, правда, надо оговориться, что русская народная мудрость под словом «дешевые» подразумевает понятие «некачественные».

В прошлом году российский автопром на фоне прочих несырьевых отраслей промышленности, можно сказать, не опозорился. Во всяком случае, в количественном выражении. В общей сложности с русских конвейеров сошло 1384,2 тыс. машин. Это на 7,6% больше, чем в прошлом году. Если учесть, что 76,2 тыс. – это автобусы, а 202,3 тыс. – грузовики, получается, что легковых машин было произведено 1105, 7 тыс. штук. Почему так важно знать именно эту цифру? Да потому что именно вокруг легковых автомобилей в основном и крутится многолетняя экспортно-импортная интрига, сводящаяся к проблеме: протекционизм или конкуренция?

Да, прошлый год дал прибавку по сравнению с 2003-м и в этом сегменте – 9%. И какому-нибудь русскому патриоту можно было бы гордиться, ведь на цифрах вышло, что в 2004 году производство легковых автомобилей в России впервые достигло уровня вполне успешного для этой отрасли 1990 года.

Однако в реальности этот прирост к российскому национальному достоянию отношение имеет очень опосредованное. Потому что основную долю в этом скачке обеспечили иностранные модели, собираемые в России. В 2004 году их было произведено 128,3 тыс., что в два с половиной раза больше, чем в 2003 году. Больше всех постарался Таганрогский автомобильный завод, увеличив производство в пять раз. Вообще, из всех российских предприятий, выпускающих иномарки, в прошлом году сократил производство только московский "Автофрамос". Да и то лишь потому, что перепрофилируется: завод прекратил сборку модели Renault Symbol и готовится к пуску Renault Logan. Предполагается, что уже  с  2007 года с его конвейеров сойдет 60 тыс. автомобилей.

Традиционные же российские автозаводы таких активных прыжков в наращивании производства не демонстрируют. Разве что «ГАЗ» из Нижнего Новгорода пошел на рекорд – рост производства за прошлый год составил 15%. Но в абсолютных цифрах его показатели более чем скромны  – 65 686 автомобилей. Традиционный же лидер – Тольяттинский АвтоВАЗ – в 2004 году завод изготовил 717 985 машин. Но это всего на 2,6% больше прошлогодних показателей. Остальные игроки этого рынка тоже особо не отличились: ижевский «Иж-Авто» произвел всего  82 687 штук, ЗМА (КамАЗ) увеличил производство малолитражных автомобилей «Ока» на 3% – до 41 207.

Но и эти показатели большого значения не имеют. Вывести на рынок можно сколько угодно автомобилей. Главное, чтобы их кто-то купил.

Тут-то российских производителей и поджидал момент истины.  По оценке эксперта инвестиционной компании "Проспект" Ирины Ложкиной, за весь 2004 год в России  было продано около 960 тыс. отечественных автомобилей, около 320 тыс. импортированных иномарок и порядка 125 тыс. иномарок, произведенных на российских предприятиях. При этом по сравнению с 2003 годом продажи иномарок выросли на 83%, в то время как отечественных автомобилей – всего на 3,6%.

Да и этот небольшой прирост в основном дало увеличение продаж автомобиля Сhevrolet-Niva, который производится в России совместно с General Motors и считается хотя бы на 50% российским. То есть доля рынка российских автопредприятий сократилась до 69%. И на две проданные российские машины теперь приходится одна иномарка.

Выходит, российские автолюбители все чаще делают выбор не в пользу отечественных производителей. В результате в конце прошлого года склады были затоварены русскими автомобилями. По информации очевидцев, у Нижегородского «ГАЗа» залежался месячный объем производства. Но больше всех от перепроизводства пострадал Иж-Авто, который даже не скрывал своих проблем со сбытом и остановил конвейер. В ноябре и декабре 2004 года завод выпускал всего 25% от летнего уровня.

Если эти тенденции сохранятся, то согласно прогнозу "АСМ-холдинга", в 2005 году количество иномарок российского производства увеличится до 170 тыс., то есть еще почти на треть. Вырастет на рынке и количество импортируемых иномарок. Их продажи достигнут 350 тыс. Естественно, это еще больше ударит по предприятиям-проиводителям традиционных российских марок автомобилей. По прогнозам аналитиков и консалтинговых компаний, производство российских автомобилей в перспективе снизится практически вдвое. А замещаться они на рынке будут импортированными автомобилями.

Конечно, такое положение вещей нервирует российских производителей. И вынуждает требовать от властей всяких неординарных мер по спасению отрасли. К примеру, "АСМ-Холдинг", созданный на базе бывшего Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, предлагает установить квоты на ввоз в Россию иномарок, чтобы к 2010 году ввоз новых автомобилей не превышал 400 тыс., а подержанных –  150 тыс.

В свете грядущего вступления России в ВТО эта инициатива выглядит абсурдно. Хотя, если учесть, что  именно с подачи "АСМ-Холдинга" в 2002 году появились запретительные пошлины на подержанные иномарки старше 7 лет и повысились пошлины на иномарки возрастом от трех до семи лет с большим объемом двигателя, он же добился увеличения пошлин на подержанные импортные грузовики и автобусы - то все может быть.

Тем более, когда в российском правительстве нет единого мнения по многим экономическим вопросам. Взять последние инициативы. Министерство экономики и развития предлагает отменить беспошлинный ввоз иномарок в Калининградскую область. "Мы предлагаем в отношении автомашин этот режим (льготное растаможивание) отменить", - заявил глава МЭРТ Герман Греф по итогам рабочей поездки в Калининград. Это явно на руку отечественным автопроизводителям. С другой стороны, в правительстве на согласовании находится проект постановления о снижении таможенных пошлин на ввоз автокомпонентов для промышленной сборки автомобилей и двигателей. Причем на отдельные виды деталей предлагается снизить ставки с 8-12% до 3%.

В случае же, если аналогов в России не производится, то ставка должна быть равна нулю. А это уже неизбежно вызовет истерику в рядах русских промышленников.

Хотя в реальности все это интриги, которые отвлекают производителя от главного рыночного правила: чтобы товар имел спрос, он должен быть конкурентоспособен. Если бы российские машины сравнялись бы с импортными по качеству, да еще и оказались дешевле зарубежных аналогов, их бы на родине без всяких квот на импорт с руками оторвали. –0-

 

Лента новостей
0