Последние постановления нового украинского правительства относительно транзита российской нефти привлекли внимание специалистов. Нередко российский поставщик через оффшорную компанию договаривался о поставках сырья на Украину. А после того как нефть пересекала границу, поступал отказ от контракта и поставщик искал покупателя за пределами Украины. Источник в минтопэнерго Украины привел в качестве примера таких сделок в прошлом компанию ЮКОС.
В России многие считают - этих схем давно уже нет, поскольку ушли в прошлое причины их порождающие – нехватка мощностей по прокачке российской нефти на Запад. Например, Дмитрий Долгов, официальный представитель ЛУКОЙЛа, с которым нам удалось побеседовать на тему реэкспорта, считает, что с вводом в строй в середине прошлого года второй очереди Балтийской трубопроводной системы ТС, их компания, как и другие российские добытчики, получили дополнительную возможность без проблем и дешевле транспортировать нефть из России по Балтике, частично избегая украинский транзит и полностью перегрузку в портах Прибалтики. А поставляемое на Украину нефтесырье идет в строго оговоренных количествах. ЛУКОЙЛ не нуждается в его реэкспорте куда-либо. В таком же духи высказались представители ТНК и других российских компаний.
Косвенно это подтверждают и в самом минтопэнерго Украины, склоняясь к мысли, что решение по реэкспорту скорее популистское. Почему? Что на самом деле происходит с «украинским транзитом»?
Решение о запрете «реэкспорта» может уменьшить транзит нефти, считает Сергей Григорьев, вице-президент компании «Транснефть» - его объемы и так уменьшаются: слишком высокие на Украине тарифы. Действительно, складывается парадоксальная ситуация - рост нефтедобычи в России в прошлом году и ее экспорта привел к ощутимому сокращению (на 2,3 %) транзита по трубопроводам через Украину. Он составил 32,4 млн. т. К тому же, по данным украинского минтопэнерго меньше на миллион тонн поступило российской нефти и на перерабатывающие предприятия Украины – всего 22, 4 млн. т. Искать в этом козни кремлевских политиков и вообще какую-либо политическую подоплеку не разумно. Долгие годы Россия была в полной зависимости от украинских трубопроводов и портов. В Киеве и не заметили, что эта «привязь» за последние годы заметно ослабла.
Россия ставит все больше и больше во главу угла свои собственные экономические интересы. А они заставляют ее уходить от сантиментов «дружбы и братства», от скидок и льгот в отношении со своими соседями. Как писал в октябре прошлого года в журнале «Эксперт» Андрей Гайдамак, глава управления инвестиционного анализа компании ЛУКОЙЛ, Россия финансирует экономику соседей – Белоруси и Украины, которые получают нефть с большой скидкой.
Он приводит пример и транзитного нефтепровода «Дружба», по которому российская нефть последние десять лет, идущая в Центральную и Восточную Европу, торгуется с дисконтом в среднем в два доллара за баррель. А все из-за того, что у этой трубы нет выхода в промышленных масштабах к морю. Поэтому, фактически, «Дружба» это монополия потребителя (монопсония), это закрытый рынок монопокупателя для ограниченного числа своих нефтеперерабатывающих заводов. Они и диктуют цены для российских компаний.
Поэтому уход от «закупоренной» «Дружбы» в свои балтийские терминалы для российского экспорта стратегическая задача. И она усиленно выполняется. Конечно же, на уменьшение прокачки по Украине повлиял выход в середине прошлого года на проектную мощность в 47,5 млн т. второй очереди БТС. Со строительством 3-й очереди мощность БТС возрастет до 60 млн. т. Принятое в конце декабря российским премьером Михаилом Фрадковым решение о начале ее строительства говорит о самым серьезных намерениях в отношении будущего нефтеэкспорта.
Но кроме новой трубы, которую еще предстоит закопать на значительных расстояниях, на Балтийском побережье вовсю кипит работа по строительству новых нефтеналивных портов. Уже начата эксплуатация распределительно-перевалочного комплекса ЛУКОЙЛа в Высоцке: (мощность первой очереди терминала — 4,7 млн. т в год, а по завершению - 12 млн. т. в год). Компания «Транснефтепродукт» реализует проект «Север»: строительство нефтеналивного терминала и нового экспортного нефтепродуктопровода Кстово (нижегородская область) — Ярославль — Кириши — Приморск, пропускная способность первой очереди которого составит 8,4 проектная — 24,6 млн. т. в год.
А «Сургутнефтегаз» приступает к строительству терминала на перегрузку 7,5 млн. т. дизтоплива в год в бухте Батарейная. ТНК-ВР в Усть-Луге начинает строительство терминала мощностью 12 млн т сырья в год. В целом объемы перевозки нефти по Балтике, по оценкам экспертов, в 2010 г. могут увеличиться с 77,6 млн. т до 156 млн. т. в год. И это вполне реально.
Можно сколько угодно рассуждать об экономической независимости, но факты вещь упрямая - а они говорят, что в основном только на трубе зиждется транзитный статус Украины, позволяя ей зарабатывать миллиарды долларов. Кроме того, альтернативных поставщиков дешевого углеводородного сырья у Украины нет.-0-