Эксперт Института космических исследований Юрий Зайцев
- Россия по-прежнему остается мировым лидером по запускам космических аппаратов. Из общего числа космических запусков 2004 г. на долю России приходится 42,6%, США - 29,6%, Китая - 14,8%, Европы - 5,6%, международной компании Sea Launch - 5,6%, Индии - 1,8%.
Для России эти показатели могли бы быть даже лучше, но пришлось отложить по просьбам заказчиков семь пусков по коммерческим программам, в основном из-за неготовности их космических аппаратов. Это американские WorldSat (бывший АМС-12) и PanamSat, европейский Сryosat, второй кластерный запуск на конверсионной ракете-носителе "Днепр", "Солнечный парус" американского планетного общества, корейский KOMPSat-2.
В плане запусков на IV квартал 2004 г. стоял также космический аппарат Telkom. Контракт между российско-европейской компанией Starsem и индонезийским оператором Perseroan Terbatas Telekomunikasi Indonesia находился в заключительной стадии проработки, но так и не был подписан.
Оказались неготовыми к запуску и российские космические аппараты оптико-электронного наблюдения "Ресурс-ДК", радиолокационный "Монитор-Э" и спутник отработки методики прогноза землетрясений "Компас".
Не был выполнен планировавшийся на декабрь 2004 г., пуск спутника связи "Экспресс АМ2". На этот раз из-за неготовности ракеты-носителя, которую два года назад не смогли заказать по причине задержки финансирования: цикл изготовления "Протона" - два года. Не состоялся запуск и транспортного грузового корабля "Прогресс". Опять же из-за отсутствия средств на закупку как самого корабля, так и ракеты-носителя.
В целом из намеченных на 2004 г. 28 "гражданских" пусков выполнено только 15, плюс один суборбитальный. С военными запусками общая цифра - 24.
Тем не менее, впервые за последние годы наблюдается стабилизация в количественном отношении российской орбитальной группировки и даже виден небольшой подъем. Качество группировки также меняется в лучшую сторону. Существенно увеличилось число космических аппаратов, работающих в гарантийном сроке эксплуатации. Причем это касается как военных спутников, так и социально-экономического назначения. Однако научных космических аппаратов в 2004 г., к сожалению, не было запущено ни одного.
В 2005 г. в рамках Федеральной космической программы, программ международного сотрудничества и коммерческих программ намечено провести 36 пусков - на восемь больше, чем планировалось на 2004 г.
Чаще всего будет использоваться ракета-носитель семейства "Союз". С Байконура запланировано 12 стартов, шесть из них - в рамках программы МКС для запуска четырех грузовых "Прогрессов" и двух "Союзов" со сменными экипажами; четыре - по коммерческим программам: запуск американского спутника связи Galaxy 14, европейской межпланетной станции Venus Express, метеорологического спутника Metop-1 и двух (в одном запуске) экспериментальных навигационных аппаратов Galileo. И еще два запуска - российский спутник дистанционного зондирования Земли "Ресурс-ДК" и технологический "Фотон-М".
Во втором и четвертом кварталах с помощью тяжелых "Протонов" планируется вывести на геостационарные орбиты российские спутники связи "Экспресс АМ". Во втором запуске в качестве попутной нагрузки на орбиту будет доставлен космический аппарат связи и телерадиовещания "КазСат", создаваемый по заказу Казахстана Центром Хруничева.
Еще шесть пусков "Протонов" в 2005 г. предполагается выполнить с зарубежными телекоммуникационными спутниками в соответствии с контрактами, подписанными совместным российско-американским предприятием International Launch Services (ILS).
Это будут: американские WorldSat (уже запущен) компании SES AmeriCom и DiresTV-8 (апрель) компании DiresTV Group; малазийский Measat-3 (май) компании Binariang Satellite Systems Sdn. Bhd; канадский Anik F1R (июнь) компании Telesat Canada; Astra-1KR (сентябрь) компании SES Astra, Люксембург. Наконец, на ноябрь планируется вывод на орбиту спутника WorldSat-3, а на период с декабря 2005 по февраль 2006 г. - Arabsat-4A Арабской организации космической связи (Саудовская Аравия).
Все эти запуски должны быть проведены ракетой-носителем "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М". Ежеквартально планируются с Байконура кластерные пуски конверсионной ракеты-носителя "Днепр".
Из Плесецка намечено выполнить три старта (два из них коммерческие) также конверсионной ракеты-носителя "Рокот". В марте - с научным спутником CryоSat (ЕКА), во II квартале - с экспериментальным спутником Центра Хруничева "Монитор-Э", в августе - с корейским спутником KOMPSat-2.
Коммерческими будут и пуски из Плесецка ракеты-носителя "Космос-3М". Один - с первыми двумя германскими спутниками радиолокационной разведки SAR-Lyne, второй - с четырьмя микроспутниками британской компании SSTL, созданными в рамках европейско-африканско-азиатской программы контроля стихийных бедствий DMC (Disaster Monitoring Constellation).
Израильский спутник дистанционного зондирования Земли EROS B1 планируется запустить с космодрома Свободный в IV квартале с помощью РН "Старт-1".
Еще три запуска в 2005 г. намечено осуществить из акватории Баренцева моря с борта ракетных подводных лодок стратегического назначения проекта "Кальмар".
В II квартале (в апреле) ракета-носитель "Волна" должна вывести на орбиту "Солнечный парус". Это будет второй технологический эксперимент по развертыванию в космосе крупногабаритной управляемой пленочной конструкции. Первый, выполнявшийся в 2001 г. в ходе баллистического пуска ракеты, закончился неудачно: не произошло отделение полезной нагрузки. Теперь предстоит вывод паруса на околоземную орбиту.
Во II квартале должна стартовать и ракета-носитель "Штиль" с космическим аппаратом "Компас-2". Он был создан более трех лет назад для проверки методик прогнозирования землетрясений из космоса и отработки аппаратуры уже для штатного космического аппарата прогноза землетрясений (тема "Вулкан"). На IV квартал планируется запуск с той же целью аналогичного аппарата "Компас-2Н".
Насколько реальны все эти планы, покажет время. В Роскосмосе лишь подчеркнули, что даты запусков могут уточняться по готовности технических и стартовых комплексов, ракет-носителей и космических аппаратов. Сроки могут также варьироваться исходя из обеспечения приоритетности запусков в интересах Министерства обороны и Федеральной космической программы.
В целом можно сказать, что России удалось, несмотря на очевидные трудности, сохранить основные направления своей космической деятельности, хотя при имеющемся финансировании вытащить из прорыва сразу все космические программы невозможно. Реально требуемый его объем должен был быть, как минимум, в два раза большим, поскольку от прошлых лет накопилось существенное недофинансирование практически по всем программам. Хорошо уже то, что выделенная сумма – 19 миллиардов рублей, в отличие от прошлых лет, соответствовала запланированной и была выплачена полностью.
В 2005 г. финансирование Роскосмоса по планам должно увеличиться примерно на 15,8%, а это практически только компенсация инфляции. Такое финансирование позволит в лучшем случае только выживать. Будет проблематично, например, профинансировать изготовление и запуск в 2006 г. перспективных космических аппаратов для ГЛОНАСС. Отсюда необходимость, зачастую в ущерб национальным программам, все в большей степени ориентироваться на коммерческие запуски, где российские возможности пользуются достаточно высоким спросом.
Конечно, роль "космических извозчиков" не особенно привлекательна, но коммерческие запуски - это дополнительные и немалые деньги, что помогает выполнять государственную космическую программу, позволяет поддерживать отечественную космическую промышленность и инфраструктуру космодромов, проводить перспективные научно-исследовательское и опытно-конструкторские работы, развивать космический потенциал России. –0-