Среди успехов недавнего саммита президентов России и США в Братиславе - принятое там решение углублять российско-американские научно-технические связи в передовых областях – информационных технологиях, авиации и космонавтике.
Самый известный пример такого сотрудничества - Международная космическая станция (МКС) или обсуждаемые проекты, относящиеся к возможным исследованиям Луны. И ко всем этим работам и планам прямое отношение имеет работа в России крупнейшего мирового авиакосмического гиганта – американской корпорации «Боинг».
В ее почти 90-летней истории отражен весь путь мировой авиации и космонавтики, от разработки основателем компании Уильямом Боингом самолета для перевозки почты до строительства на орбите МКС. Корпорация «Боинг» - самый крупный в мире производитель ракет-носителей, спутников связи, гражданских и военных самолетов. «Боинг» также занимает лидирующие позиции в области ПРО, пилотируемых космических полетов и пусковых услуг по выводу на орбиту космических аппаратов. Корпорация – одна из основных в США по экспортным продажам.
Почему российский рынок настолько притягателен для этой корпорации, что, по словам ее старшего вице-президента Томаса Пикеринга, еще в 2001 г. России "отводилось до четверти всего рабочего времени компании"? Почему объем программ сотрудничества корпорации с Россией в прошедшем году составил огромную сумму - 2,3 млрд. долл.?
На это г-н Пикеринг, сам в прошлом высокопоставленный дипломат и посол в Москве, отвечает: Россия имеет явное преимущество по сравнению с другими странами, основанное на уникальном интеллектуальном потенциале в ключевых областях, определяющих сегодня научно-технический потенциал любой страны. Это информационные технологии, научные исследования и инженерное обеспечение.
«В Москве открыт единственный конструкторский центр «Боинга» за рубежом, мы поддерживаем тесные рабочие контакты с компаниями российского хай-тека. Россия для «Боинга» - это самый продвинутый в технологическом отношении партнер», - говорит Пикеринг.
Собственно, в последних словах и заключается смысл выстраивания отношений корпорации с российскими партнерами. Ее политика - не получение сиюминутной выгоды от операций типа «купи-продай», а планомерная работа по укреплению стратегического партнерства с максимальным использованием российских возможностей. Такой подход открывает новые пути для России и создает высокотехнологичные, а, следовательно, конкурентоспособные сектора ее экономики. Он также укрепляет позиции самого «Боинга» на мировой экономической и военно-политической арене.
Есть несколько совместных программ, которые успешно развиваются уже сегодня, являются определяющими для мировой космонавтики завтрашнего дня, и способные в недалеком будущем выйти на рынок с лучшими в своем классе изделиями.
К ним относятся программы МКС и «Морской старт».
МКС сегодня – это крупнейший международный проект современности. Для его осуществления объединены финансовые и технические усилия, средства и опыт прежде всего России и США, а также Канады, Италии, Японии и стран-участниц Европейского космического агентства.
Головным предприятием по этой программе с российской стороны является ведущая отечественная Ракетно-космическая корпорация «Энергия», а ее визави с американской стороны – «Боинг». 4 октября 1993 г. на совещании в Москве представители «Энергии», НАСА и «Боинга» приняли предложение российского космического Центра им. Хруничева использовать в качестве первого модуля МКС функционально-грузовой блок (ФГБ) «Заря», аналог тяжелых транспортных кораблей и модулей для орбитальных станций, созданных в Центре более чем за 20 лет.
В процессе создания модуля «Заря» корпорация «Боинг» предложила две крупные модификации, которые существенно улучшили характеристики МКС на начальном этапе ее развертывания.
В ноябре 2001 г. с «Боингом» подписано соглашение, в котором намечены основные аспекты совместного коммерческого использование второго российского блока – ФГБ-2 при условии финансирования американской стороной необходимых модификаций.
На последнем предновогоднем космическом саммите в Монреале Россия и США еще раз подтвердили намерение окончательно достроить станцию к 2010 г. Полностью развернутая МКС сыграет ключевую роль в подготовке пилотируемых экспедиций на Луну и Марс, осуществить которые невозможно без детальной отработки человеком на околоземной орбите основных этапов дальнего космического полета.
Говоря о программе «Морской старт», необходимо отметить, что это революционно новая технология для запуска тяжелых коммерческих спутников - и новый уровень частно-государственного партнерства.
«Морской старт» - это международное частное совместное предприятие, созданное компанией «Боинг», Всемирным Банком, РКК "Энергия" украинским государственным КБ «Южное» и норвежской компанией «Кварнер».
Уникальность программы состоит в том, что спутники выводятся на орбиту ракетой-носителем, запускаемой с океанского плавучего стартового комплекса. Всего с начала полетов в 1999 г. выполнено 15 запусков. Предполагаемый оборот средств российских и украинских предприятий при солидном портфеле заказов на текущий и следующий год составляет 200 млн. долл. в год.
Но «Боинг» не был бы «Боингом», если бы не стремился освоить перспективный российский рынок гражданской авиации.
Многообещающая программа «Российский региональный самолет» (РРС), над которой с апреля 2001 г. работают «Боинг» и российское объединение "Гражданские самолеты Сухого", ставит своей целью создать лучший самолет в мире в этом классе для широкой продажи в России и за рубежом.
«В России мало освоен внутренний рынок авиации.
Представители «Аэрофлота» и других компаний неоднократно говорили, что им не хватает самолетов, рассчитанных на полеты на большие расстояния, но с числом пассажирских мест менее 90-95. Это оптимальная вместимость, которую диктуют российские условия. Вот над этим совместным проектом мы и думаем», - уточнил Пикеринг.
Ноябрь прошлого года можно считать началом полномасштабного запуска программы РРС: в ноябре состоялась рабочая встреча министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко и президента – главного исполнительного директора корпорации «Боинг» Хэрри Стоунсайфера.
Итоговый документ этой встречи – Меморандум о взаимопонимании, в частности, предусматривает проведение работ по проектированию РРС – самолета «Боинг-7Е7», поставка первого образца которого назначена на декабрь 2007 г.
Причем как эта программа, так и потребности самолетостроения «Боинга» в принципе надежно обеспечены сырьем. В данном случае речь идет еще об одном элементе сотрудничества – в области титановой металлургии между американской корпорацией и российским Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением (ВСМПО).
В конце прошлого года руководство «Боинга» и ВСМПО в рамках подписанного соглашения о стратегическом партнерстве договорились о том, что американцы значительно увеличат долю закупок у российского предприятия титановой продукции для нужд гражданского самолетостроения «Боинга». Предполагается продолжить разработку новых титановых сплавов и технологий в рамках совместного инновационного центра «Боинг – ВСМПО».
Все это в целом и есть уникальный проект «Боинг в России». –0-