Миссия Международного валютного фонда отмечает хорошие макроэкономические показатели Грузии, быстрое увеличение производства в 2004 году, но считает, что существующая оценка роста реального ВВП в 8,4% может оказаться завышенной. Об этом говорится в заявлении, распространенном в Тбилиси представительством МВФ по итогам состоявшегося с 25 февраля по 7 марта рабочего визита в Грузию миссии МВФ под руководством заместителя директора отдела МВФ по странам Ближнего востока и Центральной Азии Пауло Нойхауза.
Миссия обсудила с правительством Груии второй обзор по программе финансовой помощи Грузии в рамках PRGF, утвержденной Исполнительным советом этой международной финансовой организации 4 июня 2004 года.
В ходе визита представители МВФ обсудили планируемые изменения в госбюджет на 2005 год, рассмотрели основные параметры денежно-кредитной политики, а также ход структурных реформ в экономике страны.
Миссия подчеркнула, что в 2004 году впечатляющими были фискальные показатели Грузии. Это особенно касается улучшение мобилизации налоговых доходов, которые последовали за улучшением налогового администрирования. Следствием стало увеличение в два раза расходов и погашение внутренних задолженностей раньше предполагаемого срока. При этом проводятся значительные мероприятия для сохранения достигнутых фискальными институтами успехов.
Миссия отметила, что большой приток капитала, который был обусловлен в основном увеличением доверия со стороны инвесторов, усложнил проведение денежно-кредитной политики с начала 2004 года. Нацбанк Грузии на валютном рынке проводил в основном не стерильные интервенции и занял экспансивную денежно-кредитную политику. В итоге 12-месячная инфляция потребительских цен в конце декабря 2004 году составила 7,5% (по программе - 5%), а в конце января 2005 года – 9,3%, Росту инфляции способствовали низкая урожайность в сельском хозяйстве из-за плохих погод, а также увеличение мировых цен на нефть.
Миссия отметила значительный прогресс в сфере структурных реформ, в том числе обширную налоговую реформу. Проведенные в сфере энергетики реформы, особенно реабилитация инфраструктуры и улучшение показателя сбора оплаты за потребленную электроэнергию, привели к уменьшению в секторе квазифискального дефицита с 5 % к ВВП в 2003 году до 4,5% к ВВП в 2004. Еще более усилился банковский сектор и начался амбициозная реформа публичного сектора.
Миссия считает, что проведенная приватизация госпредприятий, полученные средства от реализации которых составляют 3,5% к ВВП, создает хороший фон для улучшения работы правительства по ориентации на рыночную экономику. В то же время беспрепятственное освоение отмеченных дополнительных ресурсов создаст определенные проблемы с точки зрения макроэкономического менеджмента страны. Миссия советует властям постепенно осваивать отмеченные доходы, чтобы избежать резкого увеличения инфляции, неожиданного укрепления национальной валюты или ограничение для частного сектора доступа к банковским кредитам.
Миссия МВФ приветствует усилия правительства, которые подразумевают усиление энергетического сектора, поддержку приватизации, реформирование публичной службы и модернизацию финансовой системы. Также приветствуются планы правительства по улучшению бизнес-климата. Для этих целей миссия посоветовала обеспечить для местных производителей большую конкуренцию, что с одной стороны сыграет значительную роль в обеспечении перспектив экономического роста страны, а с другой стороны принесет пользу потребителям. Миссия рекомендовала правительству усилить юридическую и рабочую автономию Нацбанка.
Следующее рассмотрение выполнения программы планируется провести в Вашингтоне в апреле 2005 года. Внимание будет уделено перспективам достижения консенсуса по фискальной позиции и в целом, на той комбинации макроэкономической политики, который соответствует существующим в Грузии реалиям.