Инициатива Киева и Тбилиси и присоединившегося к ним Кишинева реанимировать ГУУАМ была воспринята в Москве как антироссийский демарш, как удар в спину СНГ.
Уже высказываются мнения, что если к триумвирату Грузия, Украина, Молдавия присоединится и Азербайджан, то будет создан тот самый политический и экономический блок, появление которого и станет чуть ли не «coup de grace» по СНГ, чтобы оно долго не мучилось, и главным конкурентом, если не могильщиком ЕЭП (единого экономического пространства), членом которого, к слову сказать, является и Украина наряду с Россией, Белоруссией и Казахстаном.
ГУУАМ – организация, в которую ранее входили, в соответствие с русской аббревиатурой, Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдавия и которая, несмотря на неоднократные попытки участников и помощь США придать ей вид действующего организма, оставалась недееспособной.
Своя логика в том, что это антироссийский шаг, конечно есть. Достаточно посмотреть на последние усилия Тбилиси и Киева в региональной политике. Чего стоит только откровения пресс-секретаря Виктора Ющенко о том, что «грузинская сторона выразила надежду на то, что Украина возьмет на себя роль лидера в Восточной Европе».
Не осталось в Москве незамеченным высказывание и самого Михаила Саакашвили в интервью влиятельному французскому изданию Le Monde. Киев и Тбилиси ориентируются на интеграцию в западные структуры, заявил Саакашвили, поскольку Россия не оставляет им иного выбора, и решив дистанцироваться от Москвы, собрались образовать в СНГ "демократический мост".
Надо полагать, что ГУУАМу и будет отведена роль этого моста, с этой, восточной, стороны которого должна будет выстроиться очередь других республик СНГ, желающих во что бы то ни стало интегрироваться в ЕС.
Однако представляется весьма сомнительным то, что Киеву и Тбилиси удастся реанимировать в полном объеме ГУУАМ. В основе образования ГУУАМ было в свое время стремление Грузии, Украины и Молдавии уменьшить свою зависимость от российских энергоносителей. При этом расчет строился на энергоресурсы Азербайджана и Узбекистана, не скрывавших своих намерений экспортировать свои углеводороды в Европу, а также принять активное участие в таких, как тогда говорили, «глобальных» проектах, как ТRAСECA и «Великий шелковый путь».
Между тем, с тех пор многое изменилось как в отношениях Москвы с Ташкентом и с Баку, так и в самой организации. Отношения Москвы с двумя названными участниками ГУУАМ заметно улучшились, организация же оказалась недееспособной, «глобальные» проекты так и не заработали.
В июне 2002 года из ГУУАМ вышел Узбекистан, оставив за собой лишь право участвовать в отдельных мероприятиях. Судя по настроению Ташкента, Узбекистан возвращаться в организацию не намерен. «Та политическая ориентация, которая есть сегодня у Украины, Грузии и Молдовы, заставляют нас пересмотреть свое отношение к ГУУАМ. Мы еще не вынесли решения, будем ли дальше в этой организации», заявил в феврале узбекский лидер Ислам Каримов.
Неизвестно также и позиция Баку, особенно в политическом, антироссийском уклоне реанимируемой организации. Да и «бархатные мотивы», исходящие от Грузии, Украины, а теперь еще и Молдавии, Баку явно не по душе. Но самое главное - хватит ли углеводородов Азербайджана, чтобы придать теперь уже ГУАМу (без Узбекистана) хотя бы видимость действующей организации.
Ведь сам украинский президент заявил, что цель Украины в проявленных Киевом инициативах – «вместе с партнерами по ГУУАМ предоставить ряд проектов, которые бы дали возможность и Украине, и Грузии, и нашим соседям увидеть альтернативу в энергообеспечении национальных рынков». А кто как не Азербайджан призван поставить каспийские углеводороды в альтернативу российским. Только, если этого не удалось Азербайджану ранее, то почему это должно стать возможным теперь?
Новый премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, считающей ТЭК своим коньком и ориентированной, как и Ющенко, на евроинтеграцию, делает ставку на реализацию проекта расширения трубопровода Одесса - Броды и продления его до Плоцка. Отказ от реверсивного режима в использовании нефтепровода «Одесса-Броды» по замыслу должен неизбежно привести к вытеснению российских нефтяных компаний, транспортирующих на этом маршруте нефть в Европу. Сотрудничать с Украиной в прямом использовании нефтепровода «Одесса-Броды» вызвалась, конечно же, Грузия.
У России, безусловно, возникнут сложности, но не столь серьезные как у Украины после того, как заработает азербайджано-турецкий нефтепровод «Баку-Джейхан», и вдруг выяснится, что азербайджанской нефти на два маршрута просто не хватает. А рано или поздно это обязательно произойдет.
Так что ни на ГУУАМ, ни даже, скорее всего, на ГУАМ реанимируемая Киевом и Тбилиси организация не тянет. Остается всего лишь ГУМ, а вернее – ГУ+М, исходя из степени активности членов триумвирата Грузия, Украина и Молдавия.
Так стоит ли удерживать ГУ+М в СНГ?
Российский политолог, президент Совета по внешней оборонной политике Сергей Караганов считает, что все предпринимаемые усилия Киевом, Тбилиси и Кишиневом смахивают большей частью на «пиаровскую акцию», и их значимость «необоснованно преувеличена».
«Киеву очень хочется стать» вторым, альтернативным Москве центром влияния в СНГ, а Тбилиси и Кишинев ему в этом «активно помогают». Москве вряд ли следует нервозно реагировать на эти действия обиженных, теперь уже бывших друзей», считает эксперт.
По его мнению, Москве выгоднее действовать по принципу: если кому-то очень хочется, как, например, Грузии и Украине, - пожалуйста. Но при этом жестко обозначить рамки сотрудничества на основе геополитических реалий и принятыми во всем мире стандартами. Как и в случае с Молдавией. Россия от этого только выиграет. По крайней мере перспективы СНГ без ГУМ (Грузия, Украина, Молдавия) ничуть не хуже, чем у ГУМ вне СНГ. –0-