РОССИЯ : Стоит ли удерживать Грузию и Украину в СНГ ?

Подписаться
Инициатива Киева и Тбилиси и присоединившегося к ним Кишинева реанимировать ГУУАМ была воспринята в Москве как антироссийский демарш, как удар в спину СНГ.

Инициатива Киева и Тбилиси и присоединившегося к ним Кишинева реанимировать  ГУУАМ  была воспринята в Москве как антироссийский демарш,   как удар в спину СНГ.

Уже  высказываются мнения, что если к триумвирату Грузия, Украина, Молдавия присоединится и  Азербайджан, то будет создан  тот самый   политический и экономический блок, появление которого  и станет чуть ли  не «coup de grace» по СНГ, чтобы оно долго не мучилось,  и главным конкурентом, если не могильщиком  ЕЭП (единого экономического пространства), членом которого, к слову сказать, является и Украина наряду с Россией, Белоруссией и Казахстаном.

ГУУАМ – организация, в которую ранее входили, в соответствие с русской аббревиатурой,  Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдавия и которая, несмотря на неоднократные попытки участников и  помощь США придать ей вид действующего организма, оставалась недееспособной. 

Своя логика в том, что это антироссийский шаг, конечно есть. Достаточно посмотреть на последние усилия Тбилиси и Киева в региональной политике. Чего стоит только откровения пресс-секретаря Виктора  Ющенко о том, что «грузинская сторона выразила надежду на то, что Украина возьмет на себя роль лидера в Восточной Европе». 

Не осталось в Москве незамеченным  высказывание и самого  Михаила Саакашвили в интервью влиятельному французскому изданию Le Monde. Киев и Тбилиси ориентируются на интеграцию в западные структуры, заявил Саакашвили, поскольку Россия не оставляет им иного выбора, и  решив дистанцироваться от Москвы,  собрались образовать в СНГ  "демократический мост".

Надо полагать, что ГУУАМу и будет отведена роль этого моста, с этой, восточной, стороны которого должна будет выстроиться очередь других республик СНГ, желающих во что бы то ни стало интегрироваться в ЕС. 

Однако представляется весьма сомнительным то, что Киеву и Тбилиси удастся реанимировать в полном объеме ГУУАМ.  В основе образования ГУУАМ было в свое время стремление Грузии, Украины и  Молдавии уменьшить свою зависимость от российских энергоносителей.  При этом расчет строился на энергоресурсы Азербайджана и Узбекистана, не скрывавших  своих намерений экспортировать свои углеводороды  в Европу, а также принять активное участие в таких, как тогда говорили, «глобальных» проектах, как  ТRAСECA и «Великий шелковый путь».

Между тем, с тех пор многое изменилось как  в отношениях Москвы  с Ташкентом и с Баку, так и в самой организации.    Отношения Москвы с двумя названными участниками ГУУАМ заметно улучшились,  организация же оказалась  недееспособной,  «глобальные» проекты так и не заработали.  

В июне 2002 года из ГУУАМ вышел Узбекистан,  оставив  за собой лишь право участвовать в отдельных мероприятиях. Судя по настроению Ташкента, Узбекистан возвращаться в организацию не намерен. «Та политическая ориентация, которая есть сегодня у Украины, Грузии и Молдовы, заставляют нас пересмотреть свое отношение к ГУУАМ. Мы еще не вынесли решения, будем ли дальше в этой организации»,  заявил в феврале узбекский лидер Ислам Каримов.

Неизвестно также и позиция Баку, особенно в политическом, антироссийском уклоне реанимируемой организации. Да и «бархатные мотивы», исходящие от Грузии, Украины, а теперь еще и Молдавии,  Баку явно не по душе.  Но самое главное -    хватит ли углеводородов Азербайджана, чтобы  придать теперь уже  ГУАМу (без Узбекистана) хотя бы видимость действующей организации. 

Ведь сам украинский президент заявил, что цель Украины в проявленных Киевом инициативах – «вместе с партнерами по ГУУАМ предоставить ряд проектов, которые бы дали возможность и Украине, и Грузии, и нашим соседям увидеть альтернативу в энергообеспечении национальных рынков». А кто как не Азербайджан призван поставить каспийские углеводороды в альтернативу российским. Только, если этого не удалось Азербайджану ранее, то почему это должно стать  возможным теперь?

Новый премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, считающей ТЭК своим коньком и ориентированной, как и Ющенко, на евроинтеграцию, делает ставку на реализацию  проекта  расширения трубопровода Одесса - Броды и продления его до Плоцка. Отказ от реверсивного режима в использовании нефтепровода «Одесса-Броды» по замыслу должен  неизбежно привести  к вытеснению российских нефтяных компаний, транспортирующих на этом маршруте нефть в Европу. Сотрудничать с Украиной в прямом использовании нефтепровода «Одесса-Броды» вызвалась, конечно же, Грузия.

У России,  безусловно, возникнут   сложности, но не столь серьезные как у Украины после того, как заработает азербайджано-турецкий нефтепровод «Баку-Джейхан», и вдруг выяснится,  что азербайджанской нефти  на два маршрута просто не хватает. А рано или поздно это обязательно произойдет.

Так что ни на ГУУАМ, ни даже, скорее всего, на ГУАМ реанимируемая Киевом и Тбилиси организация не тянет. Остается  всего лишь ГУМ, а вернее – ГУ+М,  исходя из степени активности членов триумвирата Грузия, Украина и Молдавия.     

Так стоит ли удерживать ГУ+М в СНГ? 

Российский политолог, президент Совета по внешней оборонной политике Сергей Караганов считает, что   все предпринимаемые усилия Киевом, Тбилиси и Кишиневом  смахивают большей частью на «пиаровскую акцию», и их значимость   «необоснованно преувеличена».

«Киеву очень хочется стать» вторым, альтернативным  Москве центром влияния в СНГ, а Тбилиси и Кишинев  ему в  этом «активно помогают». Москве  вряд ли следует нервозно реагировать на эти действия обиженных, теперь уже бывших друзей», считает эксперт.

По его мнению, Москве выгоднее действовать по принципу: если кому-то очень хочется, как, например, Грузии и Украине, -  пожалуйста. Но при этом жестко обозначить  рамки сотрудничества на основе геополитических реалий и  принятыми во всем мире стандартами. Как и в случае с Молдавией.  Россия  от этого только выиграет. По крайней мере перспективы СНГ без ГУМ (Грузия, Украина, Молдавия) ничуть не хуже, чем у  ГУМ вне СНГ. –0-

Лента новостей
0