Уже второй год российские власти пытаются убедить западных партнеров, что «дело ЮКОСа» - это не пересмотр итогов приватизации, а наведение налогового порядка в стране. Заявления испанских правоохранительных органов о возможной причастности компании «ЮКОС» к делу об отмывании денег, сделанные в середине марта, повышают шансы на то, что Москву будут теперь слушать внимательнее.
В частности, это может произойти при рассмотрении иска группы «МЕНАТЕП» - владельца "ЮКОСа", которая намерена добиться от России возмещения ущерба в международных судах, причиненного ей «делом ЮКОСа». По данным зарубежных адвокатов компании, в конце марта Россия должна выбрать площадку для такого арбитража. Так вот, теперь перспективы этого дела многими оцениваются достаточно скептически. Если раньше «ЮКОС» выглядел исключительно как жертва политических инсинуаций Кремля, то возможная его причастность к отмыванию денег в Испании кардинально меняет всю картину.
С лета 2003 г., когда были предъявлены первые налоговые претензии компании «ЮКОС», вплоть до недавнего времени деятельность российских властей подвергалась со стороны Запада почти исключительно критике. Среди претензий высказывалось, что власть в России оказалась непредсказуемой и что неопределенность ее отношений с бизнесом негативно скажется на развитии государства. Что инвестировать деньги в экономику нецивилизованной страны, где лучших представителей деловой элиты сажают в тюрьму без видимых причин, никто не будет.
За этой критикой стояли реальные и понятные коммерческие интересы. Так, недовольство происходящим высказывали шведские и американские миноритарные акционеры «ЮКОСа», обеспокоенные существенным падением капитализации нефтяной компании. Также давление на российские власти оказывалось и со стороны руководств разных стран, поскольку состояние российского нефтяного рынка влияет на мировые нефтяные цены. В течение 2004 г. «бычьи» настроения на мировом рынке нефти поддерживались не только сообщениями из Ирака, но и публикациями в СМИ о близости к банкротству компании ЮКОС.
Российские власти, несмотря на международное давление, продолжали придерживаться своей линии и говорили, что и при либеральной модели экономики надо строго следить за сбором налогов. Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф неоднократно заявлял, что ситуация вокруг компании «ЮКОС» не слишком благоприятна для России, однако необходима для наведения порядка в российской экономике.
Любопытно, однако, что в последнее время критика «дела ЮКОСа» со стороны международного сообщества поутихла. Можно считать совпадением, что произошло это после братиславской встречи между Джорджем Бушем и Владимиром Путиным. Можно связать эту перемену в настроениях с тем, что как раз после саммита окружной хьюстонский суд по банкротствам вынес заключение, что неправомочен принимать решения о возможности или невозможности добровольного банкротства «ЮКОСа», поскольку основная деятельность компании осуществляется в России. А может быть, дело в дальнейшем развитии событий.
Через некоторое время после Братиславы и Хьюстона в Израиле началось расследование по делу об отмывании денег. В список лиц, причастных, по мнению израильской полиции, к незаконным операциям, попал и глава группы «МЕНАТЕП» Леонид Невзлин. А в середине марта последовали заявления из Испании. Местная полиция, как выяснилось, проводит расследование в отношении голландского филиала «ЮКОСа», подозревающегося в использовании серых схем для отмывания денег.
До сих пор «ЮКОС» позиционировал себя как компанию с прозрачной структурой собственности, ориентирующуюся на международные стандарты и нормы корпоративной этики. Однако обвинения испанских правоохранительных органов в незаконных действиях не могли не подпортить репутацию «ЮКОСа». В результате у тех, кто считал эту компанию жертвой политических и экономических интриг Кремля, сократилось количество аргументов в его защиту.
Акционеры «ЮКОСа» не опускают руки и надеются добиться возмещения около 28 млрд. долл. через европейские арбитражные суды. Однако начали раздаваться заявления экспертов, что результаты этой тяжбы окажутся не в пользу группы «МЕНАТЕП». Безусловно, и в России, и за рубежом остаются лица, трактующие это дело как политическое. Однако, похоже, набирает силу и другое мнение - что речь идет хотя и об государственно значимом, но все же экономическом преступлении компании. -0-