РОССИЯ : Вашингтон не рад активизации "дальневосточной дипломатии" Европы

Подписаться
Похоже, у американской дипломатии открывается новое направление: сдерживать Евросоюз в его попытках нащупать более активную и самостоятельную политику на Дальнем Востоке, в регионе, который благодаря своему стремительному экономическому росту уже явно стал важнейшим из важнейших в мировой политике.

Похоже, у американской дипломатии открывается новое направление: сдерживать Евросоюз в его попытках нащупать более активную и самостоятельную политику на Дальнем Востоке, в регионе, который благодаря своему стремительному экономическому росту уже явно стал важнейшим из важнейших в мировой политике.

"Евроозабоченность" США в Азии проявилась в Сеуле и Пекине, последних двух столицах в большом азиатском путешествии Кондолизы Райс, госсекретаря США. В заголовки американских газет, дававших отчет об этой части поездки, попали заявления Райс о том, что евопейцы "не должны ничего делать" ("should do nothing"), что меняло бы баланс силы в Азии – в частности, продавать высокосложное оружие Китаю. Иначе, заявила она, США придется увеличить свою военную мощь в Тихом океане в ответ на такие продажи.

Это не первый случай, когда Вашингтон предупреждает европейцев насчет снятия эмбарго на продажи вооружения Пекину, наложенное после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Хотя никогда еще американцы не сообщали так откровенно, что Тихий океан – это "наша территория". А вот сейчас сообщили: "это США – а не Европа – защищали Тихий океан" (в годы Второй мировой), напомнила госсекретарь. ("It is the United States -- not Europe -- that has defended the Pacific").

Евросоюз не разрешил еще до конца противоречия между 25 своими членами насчет снятия эмбарго. Хотя создается впечатление, что обсуждается скорее вопрос о том, когда его снимать, а не снимать ли вообще. Последний из эпизодов на этот счет – пресс-конференция по итогам парижской встречи "еврочетверки", то есть лидеров Франции, Германии, России и Испании.

То, что Франция – главный сторонник отмены эмбарго, известно. На пресс-конференции российский президент развеселил зал, заявив: если эмбарго останется в силе, нам только спокойнее – меньше конкурентов. Если же эмбарго не станет, добавил он, Россия предложит европейцам сотрудничество в разработках новых систем вооружений для Пекина. То есть по сути поможет ЕС освоиться на подзабытом за 16 лет рынке.

Кондолиза Райс, конечно, не ставит своей целью подыграть Москве вместо Брюсселя, помочь России сохранить свои ведущие позиции на рынке продаж вооружений Китаю. Видимо, тут дело в том, что российско-китайское партнерство – это в целом известная величина в тихоокеанской политике, а вот европейско-китайское – пока не очень.

Пока что можно сказать, что европейцы очень сильны в торговых отношениях с Азией и Китаем в частности, но, кроме бизнеса, европейской политики в регионе почти не ощущается.
Так, после роста европейско-китайской торговли на 44% в 2003 году и около 36% в 2004 году Евросоюз стал первым торговым партнером КНР, оттеснив США на третье место, после Японии. Китай, в свою очередь, оказался вторым торговым партнером ЕС – после США.
Европейская дипломатия в Азии не всегда была удачной.

Вспомним, например, бывшие долгое время почти конфликтными отношения ЕС с южными соседями Китая – группировкой АСЕАН, с которой Евросоюз постоянно спорит из-за политики военного режима в Бирме, члене АСЕАН. Споры только мешали, поскольку пропаганда европейских ценностей в Азии – столь же сомнительное дело, как и пропаганда азиатских ценностей в Европе. Но есть недавние примеры более удачной активизации ЕС на азиатском направлении, и происходит это на других, северо-западных границах Китая – в отношении Кореи.

В одной из недавних резолюций Европарамента мы видим призыв к возобновлению поставок Северной Корее мазута для ее тепловых электростанций, с тем, чтобы оплачивала эти поставки уже Еврокомиссия. До начавшегося в 2003 году кризиса из-за американских обвинений Пхеньяна в тайных ядерных разработках поставки мазута были ответственностью американцев.

И еще: та же резолюция призывает Еврокомиссию выделить 4 миллиона евро на поддержание существования организации, которая играла до прихода администрации Буша ключевую роль в стабильности на Корейском полуострове. Это - КЕДО (Korea Energy Development Organization), чьей задачей было сооружение атомной электростанции для Пхеньяна. Этот проект, который считается американским, на самом деле по большей части европейский. Обвинения Буша в адрес Северной Кореи заморозили проект КЕДО на уровне котлована для атомной станции.

Наконец, европейцы не намерены некритично принимать американские утверждения, что Пхеньян имеет свою ядерную программу, и тот же Европарламент призывает провести слушания для прояснения этой проблемы.

Демарш Европарламента означает, что европейцы не довольны тем, как американская дипломатия пытается разрешить корейский "ядерный кризис", и готовит позиции для формулирования своей, отличной от американской, политики в этом регионе.

Учтем, что именно корейская тема стала одной из основных, по которой шли переговоры между Кондолизой Райс и китайским руководством в Пекине. По тем сообщениям, что есть, ясно лишь, что США действительно хотели бы вернуться за стол переговоров с Северной Кореей, в которых участвуют также Россия, Южная Корея, Япония и Китай – но не участвуют европейцы. Однако нынешняя резолюция Европарламента показывает, что Европа устала ждать и присоединяется к дипломатии Пекина, Москвы или Сеула, которые призывают Вашингтон быть более реалистичными в своих предложениях Северной Корее.

У США в Тихоокеанском регионе достаточно проблем, связанных с усилением Китая и снижением влияния самих США, чтобы спокойно воспринимать появление там нового сильного игрока. Но, похоже, Америке просто придется примириться с тем, что на Дальнем Востоке активность Европы будет повышаться так же, как и на Ближнем. И это будет самостоятельная политика, не всегда и не обязательно совпадающая с американской или, скажем, российской или японской. –0-

Лента новостей
0