РОССИЯ : Новый российский шаттл впервые представлен на ЭКСПО в Нагое

Подписаться
25 марта в японском городе Нагоя открылась крупнейшая в мире выставка научно-технических достижений ЭКСПО-2005.

25 марта в японском городе Нагоя открылась крупнейшая в мире выставка научно-технических достижений ЭКСПО-2005.

Российская экспозиция, составляющая 17 тонн грузов в 13 контейнерах, служит иллюстрацией к очевидному тезису: именно высокотехнологичная продукция в конечном итоге определяет экономическую мощь государства. И как раз главный российский экспонат в Японии – натурный макет многоразового транспортного космического корабля «Клипер» - является знаковым для мировой космонавтики событием.

«Первоначально планировалось, что премьера «Клипера» состоится на авиационно-космическом салоне в Ле Бурже (в июне), - комментирует генеральный комиссар российской экспозиции на  Всемирной выставки Владимир Страшко, - однако мы решили впервые продемонстрировать широкой публике полномасштабный макет корабля на ЭКСПО-2005».

Москве хочется быстрее показать свое новое достижение. Ведь оно означает, что скоро Россия станет второй космической державой, обладающей многоразовой орбитальной транспортной системой, причем сразу нового поколения.

По словам руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова, «в принципиальном плане судьба «Клипера», который можно использовать не только для полетов на МКС, но и к Луне, уже определена. Новый корабль, разработанный в Ракетно-космической корпорации «Энергия», будет очень комфортабельным. Нас всегда волновало, что в современных космических кораблях очень маленькая жизненная емкость для членов экипажа. Когда я сам сел в космический корабль в Центре подготовки космонавтов, то понял, насколько жестки условия для трех членов экипажа», - пояснил Перминов.

На "Клипере", подчеркнул он, капсула, в которой находятся космонавты, оборудована удобными креслами для шести членов экипажа, как в комфортабельном самолете. Новый корабль способен садиться на обычные аэродромы с покрытием первого класса в режиме простого самолета.

А это уже принципиальное положительное отличие российской системы от  американской «Спейс Шаттл». При этом российский корабль обещает быть во много раз дешевле.

Возможно, именно проблема американских челноков, в большой степени определяющих ядро российской космической программы – Международную космическую станцию (МКС), побудила руководство Роскосмоса форсировать демонстрацию отечественного орбитального транспортника.

Первый полет шаттла после катастрофы корабля «Колумбия в небе над Техасом 1 февраля 2003 г. состоится в середине мая-начале июня. Этому долгожданному событию предшествовали не только тщательный научно-технический анализ ситуации и кропотливая работа по модернизации флота шаттлов, но напряженные, порой, драматические российско-американские переговоры-консультации, призванные сохранить работоспособность станции, обеспечение которой по всем статьям легло на плечи России.

Несмотря на многократные заверения НАСА о том, что они в любом случае продолжат строительство комплекса и совместно с российской стороной завершат его к 2010 г., оставалось определенное чувство, что, тем не менее, акцент американских космических устремлений бесповоротно сместился в сторону подготовки дальних пилотируемых экспедиций. С вытекающим отсюда безусловным сокращение активности по программе МКС.

Подтверждением тому служит уже принятое НАСА решение ограничится всего 28 полетами челноков к станции на весь период до 2010 г. В этих условиях демонстрация «Клипера» до возобновления эксплуатации "Спейс Шаттла" послужит наглядным подтверждением способности и стремления  России продолжать эксплуатацию орбитального комплекса независимо от поведения американцев.

По всей видимости, «Клипер» в Нагое послужит и убедительным аргументом за программу МКС для нового директора НАСА Майкла Гриффина, которого должен вот-вот утвердить в этой должности сенат США. В прошлом году Гриффин возглавлял группу ученых, которые подготовили рекомендации по поводу новой космической инициативы президента Буша, предусматривающей возвращение американских астронавтов на Луну и подготовку к путешествию на Марс. Он сам всегда являлся решительным сторонником дальнейшего изучения космического пространства с помощью пилотируемых полетов.

Но следует помнить, что пока единственной в мире  программой пилотируемых полетов является МКС. В свою очередь, как в Роскосмосе, так и в НАСА согласны с тем фактом, что дальние космические экспедиции невозможны без всеобъемлющей отработки всех этапов задачи в реальных околоземных условиях, которые сегодня можно создать только на МКС.

Получается, что удачная демонстрация нового российского корабля в Японии откроет новую страницу в истории мировой пилотируемой космонавтики. –0-

Лента новостей
0