На днях генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан представил доклад, в котором изложены основные принципы радикального реформирования этой глобальной организации.
Россия позитивно отнеслась к концепции Аннана. По словам замглавы МИД России Юрия Федотова, доклад «заслуживает всемерной поддержки, поскольку генеральный секретарь ООН предлагает ряд конкретных мер с целью повысить авторитет ООН, повысить ее возможность оперативно и адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы международной стабильности».
Более того, по мнению Федотова, доклад Кофи Аннана, так же как и предшествовавший ему доклад "Группы мудрецов" (вырабатывавших для Аннана концепции реформ), "идет в русле наших собственных размышлений, идей и представлений о новой роли ООН в меняющемся мире. Причем на всех направлениях - это касается борьбы за укрепление международной безопасности, предотвращения распространения оружия массового уничтожения, угрозы международного терроризма и т.д.".
Однако, как заявил на днях постоянный представитель Российской Федерации при ООН Андрей Денисов, решения по ключевым вопросам реформы ООН, "включая расширение состава Совета Безопасности", должны быть основаны на максимально широком согласии государств-членов. При этом дипломат выразил удовлетворение тем, что в докладе "подтвержден настрой генсека в пользу укрепления принципов многосторонности в международных отношениях, создания под эгидой ООН более эффективной системы коллективной безопасности с опорой на международное право".
На Смоленской площади подчеркивают, что "Россия готова активно участвовать в обсуждении этого документа, способного стать весомой основой для решений "Саммита-2005", намеченного на осень этого года в рамках юбилейной 60-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке".
Как сообщает источник РИА «Новости» в Москве, Россия исходит из того, что задачи повышения эффективности ООН гораздо шире, чем один конкретный аспект реформы СБ ООН. «Мы заинтересованы в том, чтобы посмотреть, как можно сделать Организацию более адекватной угрозам и вызовам современности. Безусловно, Совет Безопасности также нуждается в обновлении. И если будет принято решение о создании в нем новых постоянных мест, то, по мнению российской стороны, на них может претендовать целый ряд сильных и достойных кандидатов» - сказал он.
Не секрет, что Кофи Аннан поддержал оба варианта расширения Совета Безопасности, предложенных Группой мудрецов, которая так и не смогла прийти к единому мнению по данному вопросу. И тот, и другой вариант предусматривают увеличение его состава с 15 до 24 членов. Однако если в первом случае предлагается ввести в СБ шесть новых постоянных членов, то во втором говорится лишь о непостоянных членах, хотя и с увеличением срока их пребывания в его составе с 2 до 4 лет.
Ни тот, ни другой вариант не предполагает наделения кого-либо из новых членов Совбеза правом вето. Россия не зря делает упор на «максимально широкое согласие государств-членов» по этому вопросу. Ведь пока такого согласия нет.
Постоянные представители Бразилии, Германии, Индии и Японии – наиболее сильных претендентов на места в расширенном СБ ООН, выступили с совместным заявлением в поддержку первого варианта реформирования Совета Безопасности. Что и не удивительно, ибо второй вариант не может гарантировать их бессменного пребывания в СБ.
Тем не менее, по мнению директора Института США и Канады Сергея Рогова, именно второй вариант, предусматривающий включение новых - полупостоянных членов, является более перспективным, чем простое увеличение постоянных членов Совета.
"Если говорить о реформе Совета Безопасности ООН, то кто может спорить, что Япония или Индия должны входить в список постоянных членов? Но тогда возникает вопрос, а Германия, а Италия, Бразилия? Если от Латинской Америки включить Бразилию, тогда возникает вопрос в отношении Мексики, Аргентины. Если от Африки включить Египет, то возникает вопрос в отношении Южно-Африканской Республики и так далее. Это некий ящик Пандоры, поскольку количество желающих повысить свой статус достаточно велико", - подчеркнул он. Введение же полупостоянных членов, по мнению эксперта, подняло бы статус этих государств, хоть и не на уровень первоначальной "пятерки".
Однако было бы наивно ожидать скорый консенсус по какому-либо из вариантов. Если даже генсек, который теоретически должен быть беспристрастен в принятии решения по этому вопросу, не смог определиться с тем, какой вариант оптимален, чего же тогда ожидать от явно предвзятых в своих суждениях стран-кандидатов?
В Москве понимают неоднозначность ситуации, когда, оба пути – затягивание с реформой и наоборот, ее поспешное продавливание без широкого согласия, в равной степени гибельны, ибо ведут к делегитимации и расколу ООН. Именно поэтому Россия выступает за активное продолжение не обещающих быть легкими переговоров и поиск общего согласия.-0-