Правительство России уже подготовило поправки в Гражданский кодекс о сокращении срока исковой давности по приватизационным сделкам с 10 до 3-х лет. Об этом заявил министр экономического развития Герман Греф.
"Если не в весеннюю, то в осеннюю сессию законопроект будет точно принят", – отозвался председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Оганес Оганян.
Многие российские бизнесмены ожидают, что с принятием этих поправок в стране фактически будет объявлена амнистия приватизации. Это, видимо, не совсем так, но в любом случае для поддержки предпринимательства российские власти подготовили не только эту поправку, но целую программу мероприятий.
Идею сократить на 7 лет срок исковой давности по приватизационным сделкам озвучил президент России Владимир Путин на прошедшей недавно встрече с российскими предпринимателями. В ходе беседы глава государства продемонстрировал явное желание поддержать российский бизнес. Естественно, после такой неожиданно задушевной беседы некоторые бизнесмены решили, что президент готов объявить приватизационную амнистию.
Напомню, что приватизация в России проводилась в два этапа. На втором из них лучшие из государственных предприятий были выставлены на продажу на так называемых залоговых аукционах, к процедуре проведения которых как раз и имеется максимальное количество претензий. Получалось, что предприниматели на этих аукционах приобретали в собственность ключевые российские предприятия практически за бесценок, да еще и с условием расплатиться с государством лишь в последующие годы.
Большинству россиян эта процедура была плохо понятна и очень неприятна. Поэтому тема возможности пересмотра итогов приватизации в России возникала из небытия постоянно, в частности - в декабре прошлого года, когда Счетная палата РФ опубликовала на своем сайте аналитическую записку "Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 гг.". Аудиторы СП расследовали обстоятельства приватизации российских предприятий и поставили диагноз: "недостатки законодательной базы, неразвитость приватизационных институтов и процедур, фактическое отсутствие внешнего контроля создали возможности для многочисленных нарушений законности в ходе реализации конкретных приватизационных мероприятий". Причем документ этот содержал длинный список попавших под подозрение предприятий.
Неудивительно, что, прочитав многостраничный труд Счетной палаты, крупный российский бизнес занервничал. Ведь с этим программным документом аудиторы планировали выступить перед депутатами Госдумы, что грозило окончиться не только решением пересмотреть итоги приватизации в целом, но и оргвыводами для участников многих сделок тех времен. После ситуации с ЮКОСом в глазах бизнесменов угроза обрела реальные формы.
Однако непохоже, чтобы российские власти и в самом деле собирались принимать столь кардинальные меры. Возможно, на тот момент для страны нужна была скорее политическая оценка приватизации. Ведь в конце концов российский народ – это не только бизнесмены. И он должен знать, что власть, как говорится, держит руку на пульсе, и ей не безразлично, как, в чью пользу и за чей счет перераспределилась собственность в стране. Тем более, что, согласно итогам опроса общественного мнения за декабрь 2004 года, большинство россиян считают необходимым пересмотр итогов приватизации в России, хотя и не надеются что-либо от этого получить. Именно поэтому, с точки зрения внутренней политики, вряд ли в России актуально проведение приватизационной амнистии. Поскольку такое решение было бы не совсем справедливо по отношению к чувствам более чем половины населения страны.
Кстати, если посмотреть на предложение президента с юридической точки зрения, то становится очевидно – амнистии приватизации он и не обещал. Ведь такие статьи, как злоупотребление служебным положением, корыстный умысел, преступление, совершенное по предварительному сговору, мошенничество, в Уголовном кодексе РФ никто не отменял. А именно так расцениваются многие эпизоды времен приватизации.
Парламентарии сейчас вносят ясность в ситуацию. Сенатор Оганес Оганян подчеркнул, что новый законопроект не будет иметь обратной силы и не будет распространяться на те приватизационные сделки, по которым уже сейчас рассматриваются иски. К тому же он решил напомнить о существовании доклада Счетной палаты, заявив: "Я думаю, этот доклад можно будет взять за основу при определении списка тех предприятий, по которым государство может подать иски до вступления в силу закона о сокращении с 10 до 3 лет срока исковой давности".
Между тем совсем уж игнорировать переживания и проблемы предпринимателей тоже опрометчиво, ибо от их настроя зависит экономика страны. И история с ЮКОСом показала, что жесткие меры, даже если они и справедливы, отрицательно влияют на деловой и инвестиционный климат в стране. Падение темпов роста экономики России в прошлом году – реальное тому доказательство.
Очевидно, что сейчас российские власти ищут пути поправить ситуацию. Возможно, это будет целый ряд мероприятий. И прошедшая встреча Владимира Путина с предпринимателями укладывается в такую программу.
Среди последних инициатив властей в этом направлении можно назвать подготовленный правительством новый законопроект "О защите конкуренции", который по словам Владимира Путина, "призван реально бороться с диктатом монополистов и помочь открытию рынков - включая региональные - для многих тысяч новых российских предпринимателей". Еще один крупный проект – пересмотр процедур налогового контроля и налогового администрирования. Минфин РФ уже согласился с тем, что в последнее время администрирование не всегда было адекватным.
Как заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов: " Мы согласовали с бизнесом ряд предложений, направленных на защиту налогоплательщиков". Так, предполагается ввести в практику возможность обсуждения налогоплательщиком акта налоговой проверки с экспертом, не принимавшим в ней участия. Особый подход будет к крупным претензиям налоговиков, составляющим более $100 млн. Для этого внутри налоговых органов появятся специальные структуры, куда войдут специалисты самой высокой квалификации. Они-то и будут перепроверять такие акты. Лишь после их визы бизнесменам будут выставляться налоговые претензии. Более того – в администрации президента подготовлен законопроект, предусматривающий возможность внесудебного списания штрафов налоговиками.
Не исключено, по имеющейся информации, что в скором времени на повестке дня окажется либерализация законодательства РФ в части размещения российских ценных бумаг на зарубежных биржах. Сейчас в Центральном банке обсуждается возможность выдавать разрешения на вывоз капитала, направляемого для участия в приватизационных программах за рубежом. Еще одно направление – упрощение выдачи лицензий предприятиям, только начинающим свою работу. Правительства России уже трудится над этим вопросом. –0-