РОССИЯ : Иностранные банки в России - борьба за клиента

Подписаться
Еще два года назад казалось, что банковский рынок в России полностью сформировался, и новым банкам на нем делать нечего. Однако иностранные кредитно-финансовые учреждения нашли способ потеснить российских коллег. Для этого, правда, им пришлось не только везти в Россию проверенные услуги и технологии, но и напрягать фантазию.

Еще два года назад казалось, что банковский рынок в России полностью сформировался, и новым банкам на нем делать нечего. Однако иностранные кредитно-финансовые учреждения нашли способ потеснить российских коллег. Для этого, правда, им пришлось не только везти в Россию проверенные услуги и технологии, но и напрягать фантазию. 

По итогам прошлого года американский "Дельтабанк", например, выбился в лидеры по количеству выпущенных револьверных кредитных карт Visa в России: более 200 тыс. штук. c общим годовым оборотом  по этим картам в $110 млн.

"Дельтабанк" пришел в Россию в 2000 году и сразу стал позиционироваться на рынке потребительского кредитования. Он первым на российском рынке предложил клиентам особый вид услуги – кредитование с помощью пластиковых карт (револьверное кредитование). А в 2004 году произошел самый большой прирост клиентуры. Обороты по револьверным картам только за один год выросли почти в четыре раза. Оливер Хьюз (Oliver Hughes), заместитель генерального директора представительства Visa в России, отметил, что на конец 2004 года в России было выпущено около 600 тысяч револьверных кредитных карт Visa, и абсолютным лидером в этой области стал именно "Дельтабанк".

Поэтому на достижение банка в России обратили внимание более крупные американские финансовые структуры. И уже к концу года GE Consumer Finance (GECF), глобальное подразделение потребительского финансирования компании General Electric Company (GE), завершила сделку по приобретению "Дельтабанка". Тогда президент и главный исполнительный директор GECF в России Джеймс Кук (James Cook) заявил, что он искренне рад возможности выйти на российский рынок, опираясь на хорошую стартовую платформу, которая уже успела продемонстрировать значительные возможности роста и коммерческие успехи. И выразил надежду реализовывать в России накопленный GECF мировой опыт.  
Стремления Джеймса Кука вполне обоснованны, поскольку в России иностранным банкам действительно есть куда развиваться. Банковские услуги здесь пока плохо развиты. На 150 млн. россиян имеется 800 банков, из которых  только около 20 заметно и целенаправленно работают с частными вкладчиками. Причем более 70% всех клиентов собрал один-единственный российский Сбербанк. Остальные местные, так же как и иностранные, банки находятся в начале розничного пути.

Сегодня в России существует два вида кредитных карт: револьверные и овердрафтные. С помощью револьверных карт банки открывают частным вкладчикам кредитные линии с необходимостью погашать потраченные суммы по 15-20% в месяц. А у владельцев овердрафтных карт есть только возможность небольшого перерасхода имеющихся на карточном счету средств. При этом клиент обязан погашать задолженность с огромными процентами и в короткий срок. Этот вид карт давно известен в России, и на этом рынке уже давно определился устойчивый лидер – это российский Сбербанк. По итогам прошлого года у его клиентов на руках имеется более 9 млн. штук с оборотом, превышающим $20 млрд. А вот револьверных карт в России все еще очень мало.

Тем не менее для иностранных банков нынешние достаточно скромные обороты – все равно успех, потому что еще год назад на рынке пластиковых карт иностранных банков не было вообще. Заместитель председателя банковского комитета Госдумы Павел Медведев рассказал, что самое трудное – завлечь первый раз человека в банк. Осчастливить же затем нового клиента дополнительными сервисами – уже дело техники. И для этого пластиковая карточка наилучшим образом подходит.

Правда, чтобы приспособиться к российской действительности, иностранцам приходится для привлечения клиентуры придумывать неожиданные ходы. Например, французский банк BSGV в качестве приманки для россиян намерен использовать абсолютно новый для российского рынка так называемый «структурированный продукт». Goerges Soumelis, руководитель инвестиционного подразделения французского банка, надеется, что россияне захотят приобщиться с их помощью к играм на мировом фондовом рынке. Для этого банк разработал специальную схему, при которой доходы клиентов будут оставаться высокими, а  риски, наоборот, низкими.

При этом BSGV не хочет ограничивать спектр деятельности только обслуживанием физических лиц. Soumelis рассчитывает, что частных вкладчиков у банка будет не более 50%. Остальные места предстоит занять страховым компаниям и пенсионным фондам. К концу 2005 года, как сказал руководитель департамента банковских сетей BSGV Michel Bricout, к уже имеющимся 15 отделениям банк намерен добавить еще 20 по все России. Любопытно, что еще в 2003 году банк имел всего одно отделение в Москве. –0-

Лента новостей
0