РОССИЯ : России удалось "заморозить" рост наркомании

Подписаться
Комплексная национальная антинаркотическая программа – привела к впечатляющим результатам. Рост наркомании в стране приостановлен, общее число больных, по прогнозам экспертов, тоже обещает вскоре заметно уменьшиться. На 48-й Международной сессии Комиссии ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств ООН рекомендовала другим странам учесть инициативы России и использовать ее опыт.

Комплексная национальная антинаркотическая программа – привела к впечатляющим результатам. Рост наркомании в стране приостановлен, общее число больных, по прогнозам экспертов, тоже обещает вскоре заметно уменьшиться. На 48-й Международной сессии Комиссии ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств ООН рекомендовала другим странам учесть инициативы России и использовать ее опыт.

За истоками этого опыта интересующимся пришлось бы вернуться в март 2003 года, когда Путин осуществил свою идею – объединил соответствующие управления МВД и налоговой полиции в новую Федеральную службу наркоконтроля.

Столь мощной структуры ни в России, ни в другой стране мира еще не существовало. Российской наркополиции было придано 40 тысяч сотрудников, в 4 раза больше, чем соответствующей службе США. Во главе новой организации президент поставил человека, которого хорошо знал лично, – Виктора Черкесова, одного из самых энергичных генералов ФСБ.

Тем самым Путин сразу дал понять: наркотики – не просто угроза или национальная эпидемия. Это острейшая проблема национальной безопасности, от решения которой зависит, быть или не быть России.

Действительно, за 90-е годы количество официально зарегистрированных наркоманов увеличилось в стране в 9 раз и превысило 450 тыс. человек. Число же не попавших в реестры колебалось, по разным подсчетам, от 3 до 4 миллионов. Как грустно сострил один парламентарий, на следующих выборах российские наркоманы могли бы легко преодолеть 7-процентный барьер и создать в Думе свою фракцию.

Казалось, уже в первый год своего существования служба Черкесова сделала невозможное. Ей удалось захватить 27 тонн героина и разных веселящих таблеток, обнаружить и разгромить 30 подпольных лабораторий и 600 прочих мест, где нелегально производились психотропные препараты, истребить десятки гектаров полей марихуаны и опиумного мака.

Но Путин был недоволен. Президент видел в этой статистике во многом хаотичные успехи, которые не складывались в картину комплексной, всеобъемлющей борьбы. Путин настаивал на одновременной атаке по всем направлениям: преследование наркодилеров, перехват финансовых каналов наркоторговли, совершенствование законов, медицинская реабилитация больных и профилактическое просвещение здоровых.

Результатом мозгового штурма проблемы правительством стали федеральные целевые антинаркотические программы, в частности последняя из них под длинным заголовком – «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы». Не вдаваясь в подробности, можно утверждать: в России родилась новая, успешная наркополитика.

«Последние три года количество употребляющих наркотики в России сокращается, причем значительно, - говорит Олег Зыков, крупнейший психиатр-нарколог, президент Фонда «Нет алкоголизму и наркомании». - Если в 2000 году молодые люди начинали эксперименты с психоактивными веществами с сильного наркотика - зачастую героина - в 26% случаев, то в 2002-м - всего в 0, 6%. А детей, попавших в больницу с отравлением такими препаратами в 1998 году было 400, а в 2002 – всего 40! "

Пока уменьшается лишь число новых потребителей при «замороженной» общей статистике, уточняет Зыков. Но день, когда пойдут вниз и эти показатели, недалек, убежден нарколог. Его уверенность питают такие факторы, как массовая поддержка населением государственных и региональных антинаркотических программ, высокая оснащенность государственных наркологических больниц современным оборудованием и научными кадрами.

Что дальше? Для полного удовлетворения Москве неплохо бы теперь только понять, что делать с наркотрафиком из Афганистана.
После военной операции США и вроде бы демократических выборов эта страна по-прежнему остается главным поставщиком героина в мире. Героиновый поток перехлестывает через Таджикистан и Узбекистан, обрушивается на южные районы России и катится через всю Центральную и Западную Европу, оставляя после себя зону «белой смерти». Причем не видно, чтобы Соединенные Штаты, стратегический партнер Москвы, хотя бы пытались этому как-то препятствовать.

Сопоставим несколько цифр. На поддержание порядка в Афганистане в 2005 году вашингтонская администрация ассигновала примерно 100 млрд долларов, а собственно на борьбу с наркоторговлей у нее нашлось лишь 0,8 % от этих расходов. Между тем, всего за 3 млрд Вашингтон мог бы скупить на корню весь урожай опиумного мака, приносящий афганским крестьянам как раз эту сумму прибыли.

После передачи Россией ответственности за охрану таджикско-афганской границы Таджикистану  требуется 101 млн долларов на ее техническое оснащение. Несмотря на обращения Москвы и Душанбе, ни США, ни Евросоюз, ни НАТО не смогли выделить этой, в общем-то, мизерной для них суммы. Страны Евросоюза сумели пожертвовать на эти цели всего 12 млн долларов, и то на 4 года.-0-

Лента новостей
0