РОССИЯ : Москва призывает Иран сохранить доверие МАГАТЭ

Подписаться
Москва призвала Иран проявлять определенную сдержанность в вопросе реализации своего права на развитие ядерных технологий. Иран к этим пожелания отнесся с пониманием. Такое «единодушие» Москвы и Тегерана, проявленное ими накануне визита в российскую столицу госсекретаря США Кондолизы Райс, оказалось как нельзя кстати

Москва призвала Иран проявлять  определенную  сдержанность в вопросе реализации своего права на развитие ядерных технологий.  Иран  к этим пожелания отнесся с пониманием. Такое «единодушие» Москвы и Тегерана, проявленное ими накануне визита в российскую столицу госсекретаря США Кондолизы Райс,  оказалось как нельзя кстати

По словам председателя комитета внешней политики Высшего совета национальной безопасности Ирана Хосейна Мусавиана, на его переговорах  в Москве российская сторона поддержала право  Ирана   на освоение современных  мирных атомных технологий.  При этом в Москве  подчеркнули,  что желательно, чтобы  стремление Тегерана реализовать это право    не шло в ущерб атмосфере доверия,  сложившейся сегодня между Ираном и МАГАТЭ.

«Мы настроены на то, чтобы сохранить  свои права.  Но мы также  считаем необходимым  сохранить  атмосферу доверия  и ради этого  готовы пойти  навстречу МАГАТЭ».  Эти слова Мусавиана  могут означать только то, что ни на проходящих в эти дни в Женеве переговорах с Евросоюзом о судьбе иранского «ядерного досье», ни в ближайшей перспективе  Иран не заявит о прекращении моратория на обогащение урана и не выйдет  из переговорного процесса. 
Заявление знаковое, если учесть, что не далее как накануне заседания рабочих групп Ирана и ЕС в Женеве  представитель иранской делегации Сирус Насери     заявил, что Иран выйдет из переговорного процесса с Евросоюзом, если в этом диалоге не будет никакого прогресса. 

Прогрессом на переговорах Тегеран считает безоговорочное признание Евросоюзом за Ираном права на создание собственного полного топливного цикла, другими словами – разработки программы по обогащению урана. Требование заведомо неприемлемое для ЕС, учитывая, что категорически против такого варианта   выступают США.

Заявление Мусавиана знаковое еще и потому, что оно было сделано буквально за считанные часы до прибытия в российскую столицу госсекретаря США Кондолизы Райс.

Сотрудничество России с Ираном в ядерной области  было и остается  самым больным местом в российско-американских отношениях.  А соглашение о поставках в Иран российского ядерного топлива для бушерской АЭС, подписанное к тому же в Москве буквально перед встречей Путина и Буша в Братиславе, вообще  превратило этот вопрос  в предмет болезненной реакции для многих  в окружении президента США.    Не стала исключением из этого большинства и госсекретарь. Никто не сомневался в том, что Райс обязательно поднимет иранскую тему в Москве с тем, чтобы выяснить позицию Кремля перед встречей Путина и Буша 9 мая.

Позиция  Москвы в решении судьбы иранского «ядерного досье» изначально отлична от позиции Вашингтона и ориентирована на приоритет роли МАГАТЭ и дипломатические усилия, в частности, путем переговоров Тегерана с Евросоюзом в лице «евротройки» - Великобритании, Германии и Франции. В Москве также  никогда не скрывали, что идеальным вариантом для всех сторон явилось бы подписание Тегераном с МАГАТЭ дополнительного протокола о гарантиях, дающих право агентству на внезапные проверки, а также невыход Ирана в ближайшей перспективе из объявленного им моратория на обогащение урана.
Визит Мусавиана в российскую столицу показал, с одной стороны, что в позиции России ничего не изменилось – ни в пользу  Ирана, ни в пользу США, и,  с другой, - Тегеран в определенных моментах склонен прислушиваться к пожеланиям, если не сказать рекомендациям,  Москвы.

Многие эксперты склонны  считать, что Москва специально приурочила приезд в Россию  председателя комитета внешней политики Высшего совета национальной безопасности Ирана  к визиту в российскую столицу госсекретаря США.

Своя логика в этом, конечно, есть.   Москва дала понять США, что в сотрудничестве с Ираном  в атомной сфере по-прежнему намерена руководствоваться своими интересами и отстаивать свою позицию, независимо от того, как к этому отнесутся в Вашингтоне.  Наконец, заведомо заявив о своей позиции, Москва тем самым  избавила посланника Белого дома от необходимости уяснять какие-то,  возможно не приятные для США, детали.

Выступая в российской столице,  Кондолиза Райс, говоря по иранской ядерной проблематике,  не преминула указать на «сомнительный» характер ядерных гражданских разработок Ирана. Неожиданностью, понятное дело,  это не назовешь, неожиданным стало другое. Кондолиза Райс  признала,  что соглашение между Россией и Ираном по поставкам ядерного топлива для атомной станции в Бушере, с точки зрения договора о нераспространении ядерного оружия, «помогает делу».  –0-


 

Лента новостей
0