Прошедший в Москве первый интеграционный форум «Единое экономическое пространство (ЕЭП) и последовавшее затем заседание Групп высокого уровня (ГВУ) по созданию ЕЭП внесло мало ясности в судьбу этого экономического объединения Украины, Белоруссии, Казахстана и Украины.
Общее экономическое пространство задумывалось как единая таможенная территория, на которой действуют схожие механизмы регулирования экономик, происходит свободное движение капиталов, услуг, товаров и рабочей силы.
Прошло уже два года с момента подписания лидерами России, Украины, Белоруссии и Казахстана Заявления об интеграционном объединении на экономической основе этих крупнейших государств на постсоветском пространстве. Договор о ЕЭП был ратифицирован парламентами четырех стран.
На их территории проживает 230 миллионов граждан, здесь сосредоточены огромные природные ресурсы, практически полностью обеспечивающие внутренние потребности четверки. Здесь сконцентрирован наиболее развитый научно-технический, промышленный, финансовый и кадровый потенциал бывшего СССР. В 2004 году совокупный ВВП стран -членов ЕЭП составил более 711 млрд. долларов, из которых на долю России приходится – 82%.
Преимущества интеграции в ЕЭП показывает и рост их внешней торговли. Товарооборот между странами ЕЭП в прошлом году, по словам российского министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, вырос на 140,7 процентов. Для сравнения рост торговли четверки со всеми остальными странами мира – 134,6%.
Что мешает более активному осуществлению идеи ЕЭП? Главное препятствие, на взгляд Виктор Христенко, – это то, что нередко партнеры России предлагают извлечь из всего пакета соглашений особенно лакомые куски, например, по цене на газ и нефть, по железнодорожным тарифам и тут же реализовывать их в двустороннем порядке, не дожидаясь завершения переговоров, подписания и ратификации всеми остальными партнерами.
Такая практика, по словам министра, подрывает основу ЕЭП, как долговременного законодательно закрепленного механизма. Смысл формата ЕЭП заключен в том, что в каждом взаимодействии двух любых государств, автоматически учитываются интересы остальных. Все должны быть уверены, что их национально-экономические интересы не будут нарушены ни в одной точке ЕЭП.
Выступивший в Москве министр экономики и европейской интеграции Украины Сергей Терехин четко дал понять остальным, что Украина настроена на получение односторонних преимуществ от зоны свободной торговли и не намерена накладывать на себя дополнительные обязательства и ограничения по ЕЭП. То есть, дав понять, что Украина формально не отказывается от участия в ЕЭП на уровне зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, Киев намерен взять тайм-аут в отношении ЕЭП, в частности, пересмотреть ряд базовых соглашений, включая само определение ЕЭП, и вопрос создания наднациональных органов.
Таможенный союз четырех, по мнению Украины, не нужен, а для зоны свободной торговли Россия должна выполнить условия Киева до конца текущего года, иначе, не стал скрывать Терехин, Украина может принять и радикальные меры, которые увязаны со скоростью вступления его страны в ЕС.
И это при том, что 58% украинцев поддерживают вступление в ЕЭП с Россией, Белоруссией, Казахстаном. И еще 18,5% готовы поддержать вступление в ЕЭП, если это не помешает Украине попасть в ЕС.
Остальные члены ЕЭП отчетливо представляют, что как только Украина вступит в ВТО (возможно этой осенью) то ее «получленство» в ЕЭП станет «черной дырой», через которую дешевый импорт заполонит общий рынок четырех стран. Премьер Тимошенко с ее инициативой по нулевой пошлине на ввозное мясо не может не понимать, что «дешевое» импортное мясо «разбежится» сразу же от Минска до Астаны. То же самое произойдет и с этиловым спиртом (по двустороннему протоколу ЕС – Украина ставка пошлины здесь 0%, а в России – 8 %) . Куда потечет сверхдешевый спирт для алкогольной продукции тоже ясно – туда, где он дороже – на Волгу и за Урал. Наверное, поэтому Терехин и требовал от Москвы отказа от импортных и экспортных пошлин, и обязательств не применять антидемпинговые и защитные меры.
Но в Киеве, почему-то не понимают, что три остальных участника ЕЭП могут формировать свое экономическое сообщество и без Украины. Такую точку зрения высказал только что национальный координатор по вопросам ЕЭП от России, глава департамента международного сотрудничества Минпромэнерго Дмитрий Суслопаров. В частности, он сказал, что если Украина на какое-то время воздержится от участия в ряде соглашений, то остальные участники будут принимать их без ее участия. При этом все поправки и изменения будут учитывать интересы только трех стран.
Позиция Украины похожа на политическую эквилибристику – попытку усидеть на двух стульях стразу – ЕЭП и ЕС. Очень легко оказаться между ними.-0-