В начале мая во всех российских мечетях пройдут торжественные проповеди, посвященные 60-летию победы над фашистами. «Все мы будем вспоминать наших близких, воевавших на фронтах Великой отечественной войны и тех, кто работал в тылу», - рассказал руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Европейской части России Радик Амиров.
Великая Отечественная война (22 июня 1941 года - 9 мая 1945) являлась составной частью Второй мировой войны. Дед Радика Абулла Амиров на этой войне пропал без вести осенью 1941 года. У него осталось четверо маленьких детей, младшему из которых был год. «Дед не стал уклоняться от службы, так как защита Родины является священным долгом каждого мусульманина», - сказал Радик Амиров.
Долгое время семье были известно только свидетельство односельчанина деда, который видел, как Амиров был тяжело ранен, но ничем помочь ему не смог. Советские войска под жесточайшим огнем противника отступали вглубь страны. Данные на погибших в том бою только недавно были переданы немецкими архивистами России. И вот сейчас, накануне 60-летия Победы семье Амировых сообщили, где похоронен их родственник. 9 мая они поедут на его могилу.
22 июня 1941 года, когда фашисты напали на Советский Союз, один из первых ударов пришелся на пограничную Брестскую крепость, которая оказалась на удивление пригодной для защиты. Всего в боях за крепость сражались представители 30 национальностей Советского Союза. Почти месяц они удерживали оборону, в то время как немецкие войска уже захватили значительную часть советской территории.
Татарин Петр Гаврилов был удостоен за оборону Брестской Крепости звания Героя Советского Союза – самого высокого поощрения для военного. Среди защитников крепости было так же много ингушей и чеченцев. Накануне войны в Бресте оказался учебный батальон, состоящий из молодых людей, призванных на службу в армию с Северного Кавказа. Многие из них погибли в тех боях, кто-то оказался в плену.
Через сорок лет после окончания войны чеченец Эки Узуев отправился в Брест, чтобы выяснить судьбу своих старших братьев. Директор Музея «Брестская крепость» рассказал ему: «Ваш брат Магомед Узуев пал смертью храбрых, и его имя навечно занесено на мемориальную доску 333-го стрелкового полка гарнизона. О втором брате, Висаите, к сожалению, ничего не известно». С этой вестью Эки вернулся домой, где сорок лет ждала возращения Магомеда его невеста.
История обороны крепости овеяна многими легендами. Одна из них – о последнем защитнике крепости. Имя его долгое время оставалось неизвестным. Недавно в Ингушетии были опубликованы воспоминания Станкуса Антанаса – литовца, бывшего эсэсовского офицера. Он рассказывает, что в июле 1941 года его полк занимался тем, что добивал немногих оставшихся в живых солдат Красной Армии.
И когда решили, что живых уже не осталось, и эсэсовский генерал выстроил солдат на плацу для вручения наград за взятие крепости, из подземных казематов вышел высокий, подтянутый офицер Красной Армии. «Он ослеп от ранения и шел с вытянутой левой рукой. Правая рука его лежала на кобуре. Он был в рваной форме, но шел с гордо поднятой головой, двигаясь вдоль плаца. Дивизия стояла застыв. Дойдя до воронки от снаряда, он повернулся лицом к западу.
И генерал вдруг отдал честь этому последнему защитнику Брестской крепости, за ним отдали честь все офицеры дивизии. А красноармейский офицер вынул из кобуры пистолет и выстрелил себе в висок. Он упал лицом к Германии. Вздох прошел по плацу», - вспоминает Антанас, - «Мы стояли пораженные увиденным. Пораженные мужеством этого человека». В его документах была написана фамилия Барханоев. Десятилетия спустя удалось установить, что это был Уматгирей Барханоев из ингушского села Яндаре.
Причина того, что имена многих героев становятся известны только сегодня, заключается в том, что в 1944 году чеченские, ингушские и многие другие народы были репрессированы и депортированы в Сибирь и Центральную Азию.
И долгие годы после войны о том, что сделали представители той или иной национальности для Победы, вообще не упоминалось. Оговоримся сразу - предатели были среди многих народов, в том числе и русских. Тема о том, кто и по каким причинам, оказавшись в плену, соглашался воевать на стороне фашистов, до сих пор окончательно неизученная. Но все это не оправдывает факта депортации и унижения тех, кто геройски сражался с фашистами.
Большинство представителей репрессированных народов были отозваны с фронта и лишены наград и офицерских званий. В целом в рядах поселенцев (с учетом представителей всех переселяемых народов) оказались 5943 офицера, 20209 сержантов и 130691 рядовой. Многие, чтобы остаться в армии, были вынуждены указывать в документах другую национальность. Зная, что ингушам и чеченцам отказывают в наградах, некоторые командиры в наградных листах также указывали им другую национальность. К примеру, 46 ингушей были представлены к званию Героя Советского Союза. Лишь трое из них получили это звание через 50 лет после войны
Чеченец Мовлид Висаитов прошел боевой путь от Терека до Эльбы, командовал 255-м отдельным Чечено-Ингушским кавалерийским полком и 28-м гвардейским полком. Он был первым советским офицером, пожавшим на Эльбе руку командиру передовых американских частей генералу Боллингу. Он был одним из немногих советских офицеров, кому была вручена одна из самых высоких американских наград - орден «Легион чести».
При появлении в обществе кавалера этого ордена все американцы, включая президента США, должны подняться и стоя приветствовать героя. В конце войны Висаитов был представлен и к званию Героя Советского Союза. Но из-за национальности оно ему тогда так и не было присвоено. Справедливость восторжествовала только в 1990 году, когда его уже не было в живых.
Но простым людям на войне не было дела до национальности друг друга. Украинская женщина Галя выходила Висаитова после тяжелого ранения в боях под Таганрогом. Он разыскал ее уже после окончания войны, и дружба двух семей - чеченской и украинской - продолжалась до самой его смерти.
Спасали советские мусульмане во время войны и своих соотечественников – евреев и цыган, которые, согласно фашистским приказам, подлежали уничтожению. «Оказавшись в плену вместе с евреями и цыганами, офицеры-мусульмане пытались их выдать за «своих»- татар, азербайджанцев, чеченцев и т.д. Спасали евреев и в зоне оккупации.
В белорусском селе татарская женщина укрыла двух сбежавших от фашистов евреев. Она не выдали их, даже когда фашисты ворвались в ее двор. Более того, когда враги ушли, она указала евреям безопасную дорогу через болота, чтобы они смогли выйти туда, где находились советские части», - рассказал Радик Амиров. «Такие маленькие истории связывают нас в сложное для страны время», - сказал он.
Сколько всего представителей мусульманских народов воевало на фронтах Великой Отечественной войны, сказать сегодня невозможно. Такой статистики никто не вел. Их были сотни тысяч. Только в России проживают около 40 этносов, которые исповедуют ислам. К этому стоит прибавить мусульман, проживающих в бывших республиках Советского Союза. И если сейчас каждый народ пытается все же посчитать своих героев, собрать воедино все данные непросто. Единственные, кто бы этим мог заняться – духовные управления мусульман. Но они говорят – «мы не хотим делить победу, она была общей для всех народов Советского Союза». И это действительно так.
Тем не менее, кое-какие данные все же привести стоит. Примерно 130 человек из числа мусульман только за освобождение Беларуси получили высокое звание Героя Советского Союза, среди них были и татары. Всего в годы войны это звание получило около 170 татар. По этому показателю они занимают четвертое место после русских, украинцев и белорусов. Дважды Героями Советского Союза стали летчики Муса Гареев и общий сын татарского и казахского народов Талгат Бигильдинов.
Посмертно получил звание Героя Советского Союза Александр Матросов. 23 февраля 1943 года в решающий момент боя он закрыл своим телом вражескую огневую точку. Пожертвовав собой, он спас жизни десяткам своих товарищей. Ему было 19 лет. Имя Матросова было известно в СССР каждому, и лишь недавно выяснилось, что оно ненастоящее. На самом деле его зовут Шакир Мухамметжанов. Он родился в Башкирии в татарской семье. Рано потерял родителей, и когда его отправили в детский дом, взял себе другую имя и фамилию, чтобы не выделяться среди ровесников.
Чеченец пулеметчик Ханпаши Нурадилов погиб в Сталинградской битве в 1942 году. Вот фронтовая листовка о нем. «Воин-богатырь, воин-орел, боец-рыцарь – вот истинное звание героя-пулеметчика, гвардии сержанта комсомольца Ханпаши Нурадилова… Из своего пулемета он уничтожил 920 фашистов, захватил 7 вражеских пулеметов, 12 фашистов взял в плен. Герой погиб как доблестный рыцарь родной отчизны. Орденами Красного Знамени и Красной звезды отметило правительство боевые заслуги героя».
Сталинградская битва стала переломным моментом истории Великой Отечественной и Второй мировой войны. Бои за город продолжались 200 дней с июля 1942 года по февраль 1943. Фашистский блок потерял в ее ходе в общей сложности около 1,5 млн. солдат и офицеров, т.е. 25% всех своих сил, действовавших на советско-германском фронте. Общие потери Красной Армии в Сталинградской битве составили: 1 млн. 130 тыс. солдат и офицеров, в том числе 480 тыс. человек погибших. Среди тех, кто навсегда остался лежать в Сталинградской земле, и дед председателя Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия шейха Равиля Гайнутдина.
Многие мусульмане погибли в боях за освобождение Ленинграда. 900 дней продолжалась блокада Ленинграда. Сотни тысяч его жителей умерли от голода и бомбежек. Но до самого конца они старались не терять мужества. В городе, который ежедневно подвергался обстрелам, шли спектакли и концерты. В 1941 году там состоялись литературные чтения, посвященные дню рождения азербайджанского поэта Низами, жившего в XII веке.
Мусульмане воевали на всех фронтах Великой отечественной войны. Были они и среди разведчиков, и среди партизан. Один из ингушских партизанских отрядов был сформирован в 1942 году. Командиром двухсот конных партизан-ингушей был Тоуси Шадиев. В 1943 году отряд вошел в состав отдельной чечено-ингушской дивизии.
Один из примеров мужества, проявленного в плену, продемонстрировал председатель Союза писателей Татарстана Муса Джалиль. В 1942 году он, раненый, попал в плен. Здесь он организовал подпольную группу, которая развернула агитационную работу в легионах, создаваемых из числа военнопленных для участия в боевых действиях против Красной Армии. В результате его деятельности первый же легион, посланный на фронт, перешел с оружием в руках на сторону советских войск.
Группа Джалиля начала подготовку к всеобщему восстанию военнопленных. Однако фашистам удалось напасть на след подпольщиков, и они были арестованы. В Моабитской тюрьме он написал свои последние стихи. Муса Джалиль и члены его группы, в том числе известный татарский писатель Абдулла Алиш, были казнены. Моабитские тетради сохранили оставшиеся в живых сокамерники Джалиля. В 1968 году о его подвиге в СССР был снят фильм.
Те, кто оставался в тылу, также вносили немалый вклад в победу. В годы войны во всех мечетях был начат сбор денег, одежды, продуктов для нужд фронта и поддержки семей военнослужащих. В 1943 г. он от имени мусульман Советского Союза тогдашний Муфтий Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) Габдурахман Расулев направил Иосифу Сталину письмо с заверениями в поддержке Красной Армии, а также собранные им среди мусульман деньги на строительство танковой колонны.
Так получилось, что значительная часть территории Советского Союза, где традиционно проживают мусульмане, не была оккупирована. Именно туда в эвакуацию отправлялись люди со всей страны, там были сосредоточены крупнейшие промышленные предприятия, создававшие оружие для фронта, там выращивали урожай. В основном на заводах и в полях трудились женщины.
Мусульманские женщины были и на фронте, многие были врачами и медсестрами и из-под пуль на передовой вытаскивали раненых. Были и те, кто воевал наравне с мужчинами. Ингушка Ляля Ужахова добровольно ушла на фронт. Все четыре года была наводчицей, а потом командиром орудия. Более 780 боевых вылетов на ночном бомбардировщике совершила татарка Маргуба Сыртланова.
Список имен героев, сражавшихся на фронтах, и работавших в тылу, бесконечен. Многие из них получили заслуженных наград, но память о них сегодня по-прежнему хранят все граждане России и других государств СНГ вне зависимости от национальности и вероисповедания. –0-