ОБЗОР : Подвиг тыла в годы войны

Подписаться
Про советский тыл в годы второй мировой войны говорят обычно меньше, чем про боевые действия Красной Армии. Оно и понятно – исход любой войны определяется в первую очередь на фронтах. Однако именно в тылу делалось все возможное и невозможное, чтобы обеспечить армию оружием, боеприпасами, продовольствием и одеждой.

Про советский тыл в годы второй мировой войны говорят обычно меньше, чем про боевые действия Красной Армии. Оно и понятно – исход любой войны определяется в первую очередь на фронтах. Однако именно в тылу делалось все возможное и невозможное, чтобы обеспечить армию оружием, боеприпасами, продовольствием и одеждой.

И требовало это усилий действительно нечеловеческих. С началом войны Советский Союз мобилизовал все сферы жизни страны,  экономику и социальную сферу – в первую очередь. «Все для фронта, все для победы!» было главным лозунгом того времени. Многие люди жертвовали деньги и драгоценности для фонда обороны, сдавали кровь, участвовали в противовоздушной обороне. Миллионы женщин были направлены на рытье окопов, строительство противотанковых рвов и других оборонительных сооружений.

Развернулась работа по эвакуации предприятий на восток - на Волгу, Урал и в Сибирь. Положение в оборонной промышленности СССР в первые месяцы войны было очень тяжелым. Фашистская Германия использовала в войне ресурсы своих союзников и оккупированных стран Европы и имела значительные экономические преимущества.

А основные производственные мощности советской экономики находились в западной части России, в основном, по линии Ленинград – Москва – Тула – Брянск – Харьков - Днепропетровск. Именно поэтому более 80% предприятий оборонной промышленности, в том числе 94% авиационных заводов, оказалось в зоне боевых действий или прифронтовых районах очень быстро.

В 1941-42 гг. было перемещено на восток более 2000 предприятий. Коллективам приходилось преодолевать неимоверные трудности. Многие рабочие были призваны в армию или ушли на фронт добровольцами, поэтому работа в тылу легла на плечи женщин, подростков и стариков, которым порой приходилось вставать на какой-нибудь ящик, чтобы достать до станка. Часто эти люди не имели заводской профессии, а потому обучались прямо на рабочих местах.

При нехватке оборудования и материалов, электроэнергии, квалифицированной рабочей силы, недопоставках деталей, заводы умудрялись, тем не менее, быстро разворачивать производство на новом месте. Нередко ставилась задача начать выпуск продукции уже через две недели после эвакуации завода. Некоторые эвакуированные предприятия начинали работать с колес прямо под открытым небом.

 При недостатке продовольствия, нервных и физических перегрузках люди трудились по 14 часов в сутки без выходных и отпусков. А ведь гитлеровские воздушные силы не бездействовали. Люфтваффе наносили бомбовые удары по городам в тылу, где находились военные заводы. Весной 1943 г. промышленные предприятия Поволжья, где выпускались танки и военные самолеты, подвергались особо частым бомбардировкам.

Рабочие Брянского бронетанкового ремонтного завода №85 (ремонтировал танки и самоходные артиллерийские установки) вспоминают, что когда началась война, предприятие было переведено на круглосуточную работу. Люди работали под бомбами, но не уходили с завода. Никто не говорил о рабочем дне - трудились до тех пор, пока в состоянии были держаться на ногах. О выходных вообще забыли. Когда завод эвакуировали в Поволжье, приходилось работать на открытых площадках, под дождем и снегом. И в этих условиях завод смог в течение нескольких месяцев увеличить выпуск продукции по сравнению с довоенным уровнем в 4 раза.

Мощная военно-экономическая база была создана на Урале (старый промышленный регион России). Здесь разместилось более половины эвакуированных предприятий, причем Урал был единственным регионом в стране, где производилось все – от солдатских портянок до самого современного оборудования. За годы войны Урал дал фронту до 40% продукции страны. Фундаментальная и прикладная наука в годы войны также не стояла на месте. На Урале родилась в тот период отечественная самоходная артиллерия.

Одной из важных тыловых баз стала республика Татарстан (Поволжье), куда было эвакуировано из западной части СССР более 70 предприятий. Здесь развивалась авиационная промышленность, приборостроение, судостроение и производство боеприпасов. В Казани (столица Татарстана), например, выпускались легендарные самолеты У-2, которые с первых дней стали незаменимым помощником на фронте.

Поначалу эта машина не была приспособлена к ведению боевых действий и перевозила раненых. Затем она была переоборудована в легкомоторный бомбардировщик. «Небесный тихоход», как его называли, поначалу вызывал у гитлеровцев скептическое отношение. Но когда ночные бомбардировщики не стали давать покоя переднему краю, немецкое командование начало выплачивать по 5 тыс. марок тому, кто сбивал эти самолеты.

Уже к концу 1942 г. советские промышленные предприятия производили необходимую для фронта продукцию в масштабах, превышавших довоенные. К 1944 г. советская промышленность обеспечивала все потребности армии, а новые образцы военной техники были дешевле и проще разработок немецких специалистов. Экономическое превосходство над противником было достигнуто, но достичь этого удалось путем тяжелейшего труда всех людей в тылу.-0-

 

Лента новостей
0