В 2006 году в России должен был начаться новый этап проводимой в стране бюджетной реформы – переход от сметного финансирования госучреждений к целевому.
Однако, как заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин, в будущем году этот подход к составлению бюджета станет скорее экспериментальным. Рядовых российских граждан такая новость может порадовать. Ибо казалось бы чисто формальное изменение в составлении финансового плана страны может неприятно сказаться на их привычной жизни.
Бюджетная реформа в России началась год назад и должна была растянуться на три года. Затеявшие ее чиновники предполагали резко освободить государственный бюджет от неэффективных трат. На первом этапе в стране была проведена реформа межбюджетных отношений и монетизация натуральных льгот.
А с этого года должна была стартовать заключительная часть. Речь идет о переходе от сметного бюджетирования к целевому, когда деньги министерствам и ведомствам выделяются не единым куском, а только под конкретные проекты. Причем, изначально в бюджете будет записано, каких результатов в цифрах та или иная программа должна достичь.
С точки зрения либерализации экономики этот этап реформы действительно позволил бы стране сделать огромный шаг вперед. По мнению депутата Госдумы РФ Михаила Задорнова, переход на бюджетирование по результатам "позволит эффективнее использовать каждый рубль бюджетных средств". Деньги же перераспределятся в пользу проектов, дающих импульс динамичному развитию экономики страны.
Поэтому в правительстве готовились к этому очень взвешенно. Еще в прошлом году комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов, которую возглавляет вице-премьер Александр Жуков, сформулировала концепцию реформы и предложила ведомствам оценивать работу по 58 показателям. Чиновники засели за расчеты целевых показателей, по которым в конце года можно будет решить, справились они с задачей или нет. Однако бюджетная комиссия затормозила этот проект, переключившись на более актуальные направления. Активная работа ведется над долговой стратегией и налоговой политикой.
В результате правительство не успевает утвердить показатели эффективности работы чиновников и проекты целевых программ. А значит, и посчитать госрасходы по-новому.
Тем не менее, бюджет на будущий год должен быть сверстан к концу августа, и работа над ним уже идет. То есть, если реформа бюджетирования сейчас и начнется, то лишь в очень сокращенном варианте. Во всяком случае, Алексей Кудрин уже сейчас заявляет, что в 2006 году по целевым программам будет расписано лишь около 30% ведомственных расходов.
Однако если посмотреть на эту затяжку глазами не экономистов, а политиков, то оно и к лучшему. Уже сейчас известно, что в итоге реформы будет резко сокращена сеть бюджетных учреждений в стране (сейчас их порядка 65 тысяч).
На сей момент не известно, что конкретно подвергнут секвестру. Но если в план попадают государственные больницы, поликлиники, школы и прочие учреждения социального назначения, то реакция населения может оказаться гораздо более бурной, чем по результатам проведенной монетизации льгот.
Кстати, о том, что в России такая готовность к всплескам существует, подтверждают и эксперты Всемирного банка в докладе Governance Matters.
По их мнению, успехи России в области госуправления неоднозначны: повышение "эффективности правительства" сопровождается снижением ответственности госструктур перед гражданами. Возможно, задумавшись о коррекции внутренней политики, российские власти решили перенести реформу бюджетирования на 2007 год. То есть до тех пор, пока страсти, которые разгорелись в стране после замены натуральных льгот денежными выплатами, улягутся. –0-