Грузия официально присоединилась к Болонскому процессу по созданию общеевропейской системы высшего образования

Подписаться
Грузия официально присоединилась к Болонскому процессу по созданию общеевропейской системы высшего образования. Соответствующее решение было принято на проходящей в норвежском городе Берген конференции министров образования европейских стран. Об этом "Новости-Грузия" сообщили в пресс-службе министерства образования и науки Грузии.

Грузия официально присоединилась к Болонскому процессу по созданию общеевропейской системы высшего образования. Соответствующее решение было принято на проходящей в норвежском городе Берген конференции министров образования европейских стран. Об этом "Новости-Грузия" сообщили в пресс-службе министерства образования и науки Грузии.

"Со вступлением Грузии в Болонский процесс на страну накладывается обязательство в течение двух лет привести учебные программы грузинских вузов в соответствие с европейскими стандартами в высшем образовании", - отметили в пресс-службе. С другой стороны, студенты, которые будут поступать в грузинские вузы на основании единых национальных экзаменов, начиная с 2005 года, получат по окончании учебных заведений дипломы, которые будут признаваться в европейских странах.

В минобразовании отметили, что с целью подключения Грузии к Болонскому процессу в стране были предприняты следующие шаги - в 2004 году в стране впервые была проведена институционная аккредитация грузинских вузов, была разработана прозрачная и объективная система для зачисления абитуриентов в вузы, в частности, в 2005 году впервые проведены единые национальные экзамены, а также значительно увеличено финансирование сферы образования. Помимо этого, в законах "О высшем образовании" и "Об общем образовании", принятых парламентом Грузии на протяжении последнего года, учитывается внедрение в сферу образования современной системы управления и финансирования.

В составе грузинской делегации, которая находится в Бергене -  министр образования и науки Грузии Александр Ломая, ректор Телавского государственного университета им.Якоба Гогебашвили Гия Гоциридзе, начальник департамента международной интеграции Министерства образования и науки Грузии Ираклий Мачабели,  начальник управления европейской интеграции министерства образования и науки Лела Майсурадзе, студентка первого курса Тбилисского государственного университета им.Иванэ Джавашишвили Ирина Шенгелидзе.

Как уточнили в министерстве образования и науки Грузии, включение студента в состав делегации было одной из рекомендаций со стороны участников Болонского процесса. На конференции в городе Берген в состав всех делегаций, представляющих около 40 стран, вошли  студенты.

Ожидается, что грузинская делегация возвратится в Тбилиси 22 мая.

19 июня 1999 года в Болонье министрами образования 29 европейских стран была подписана “Декларация о европейском пространстве для высшего образования”. Основная цель программы действий, начало которой и положила Болонская декларация – “создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентной способности европейского высшего образования”. Еще семь стран, в том числе Россия, присоединились к Болонской декларации и стали участниками Болонского процесса на встрече европейских министров образования, состоявшейся в Берлине 19 сентября 2003 года.

В процессе активно участвуют национальные министерства образования, сеть информационных центров по признанию дипломов, Европейская комиссия, университеты стран ЕС, Конфедерация ректоров ЕС и Ассоциация Европейских университетов.

Болонский процесс - это новое и основное направление в развитии высшего образования в Европе, что признается правительствами европейских государств, академическими кругами, международными и межправительственными организациями, средствами массовой информации. Основные задачи, намеченные Болонской декларацией, должны быть решены ориентировочно к 2010 году. Европейские министры высшего образования взяли на себя обязательство реформировать структуры собственных систем высшего образования с тем, чтобы двигаться в сторону сближения, но при этом сохранять фундаментальные ценности и разнообразие образовательных систем, существующих в их странах.

Основные задачи Болонского процесса заключаются в следующем - в первую очередь, в принятии системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Другой задачей является принятие системы, основанной на двух основных циклах – достепенного и послестепенного, допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, также должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах. 

Еще одна задача заключается во внедрении системы зачетных баллов по типу ECTS – европейской системы перезачета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Зачетные баллы могли бы быть заработаны также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.

Еще одной задачей является содействие мобильности путем преодоления препятствий  в эффективном и свободном передвижении - в частности, для студентов должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам, с другой стороны, для преподавателей, исследователей и административного персонала должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском контексте, без нанесения ущерба их правам, установленным законом., содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

Также Болонский процесс ставит целью содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Лента новостей
0