Ситуация в зоне грузино-осетинского конфликта, а также вопросы экономического взаимодействия и перспективы урегулирования проблемы обсуждались на состоявшейся 7-11 июня 2005 года в Брюсселе второй экспертной встрече в рамках грузино-осетинского диалога, под эгидой лондонского Института стратегических исследований. Об этом говорится в полученном 16 июня "Новости-Грузия" пресс-релизе Международного Института Стратегических Исследований.
Проведение встречи было профинансировано Механизмом быстрого реагирования Европейской Комиссии.
Во встрече приняли участие представители исполнительной и законодательной власти, и неправительственных организаций Грузии и Южной Осетии, а также эксперт из Северной Осетии (РФ). Все участники встречи принимали в ней участие от своего имени, в личном порядке, и в связи с этим никакие решения на встрече не принимались.
В ходе встречи стороны обменялись мнениями и обсудили выработку подходов к различным проблемам, существующим на пути урегулирования грузино-осетинского конфликта. В частности, снижения уровня напряженности и повышению взаимного доверия между сторонами.
Особое внимание было уделено проблеме реституции. Представители Грузии проинформировали участников встречи о ходе работы над проектом закона о реституции. Со своей стороны представители Южной Осетии высказали мнение о необходимости формирования договорно-правовой базы по сотрудничеству в вопросах реституции.
На встрече было подчеркнуто, что оценка с политико-правовой точки зрения грузинской стороной действий прежнего грузинского руководства в 1989-1992 годах, которые привели к эскалации напряженности, вооруженному конфликту и обострению в ходе конфликта, будет одной из мер восстановления доверия между сторонами и создания гарантий безопасности на текущем этапе урегулирования.
Другим важным вопросом, обсуждавшимся на встрече, были состояние и перспективы экономического взаимодействия сторон, в том числе с участием международных организаций.
Было отмечено значение экономического взаимодействия как фактора, способствующего стабильности, укреплению взаимного доверия, росту уровня жизни населения и формированию благоприятного фона для развития процесса урегулирования в целом. Также обсуждались различные предложения по развитию договорно-правовой базы и механизмов для расширения экономического сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
В ходе встречи ее участники согласились, что данный неформальный диалог способствует повышению взаимопонимания и создает благоприятную атмосферу для развития переговорного процесса по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Участники высказались за продолжение серии встреч в рамках проекта грузино-осетинского диалога под эгидой Международного института стратегических исследований.
Участники встречи также посетили Европейскую Комиссию, Парламентскую Ассамблею НАТО, МИД Бельгии, которая в следующем году примет председательство в ОБСЕ. Во время неофициальных встреч с представителями этих организаций отмечалось возросшее внимание к Южному Кавказу и готовность способстовать мирному урегулированию сущсетвующих конфликтов. Представители ЕС рассказали о новой «Европейской Политике Соседства», программах ЕС по экономической реабилитации зоны конфликта, о сотрудничестве ЕС и России, включая планы по содействию социально-экономическому развитию Северного Кавказа.
На встречах в Парламентской Ассамблее НАТО подчеркивалась недопустимость силового решения конфликта. На встрече с группой ОБСЕ в МИД Бельгии состоялся обмен мнениями о перспективах роли ОБСЕ в процессе мирного урегулирования конфликта и экономической реабилитации в зоне конфликта в период председательства Бельгии в этой международной организации.