В Батуми пришел первый состав с нефтью из Азербайджана, которая принадлежит американской компании «ExxonMobil». Об этом "Новости-Грузия" сообщили в Батумском нефтяном терминале.
ExxonMobil участвует в консорциуме, который работает на месторождении блоков Азери-Чираг-Гюнешли, лидером которого является компания BP. В настоящее время добыча ведется на месторождении Чираг и нефть, добытая на нем, транспортируется по нефтепроводу Баку-Супса. Данный трубопровод полностью загружен и начало добычи нефти на месторождении Азери вызывает определенные трудности по ее транспортировке.
Так как ExxonMobil не является участником проекта Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), то компания не предоставляет нефть для заполнения этого трубопровода. Поэтому получаемые с Азери объемы нефти планируется отравлять по ж\д в Батуми. После начала эксплуатации БТД ExxonMobil, как и другие компании, не участвующие в этом проекте, будут транспортировать нефть по Баку-Супса, который станет свободным. Всего в 2005 году планируется перевезти до 70 млн баррелей нефти, принадлежащей ExxonMobil.
Для Грузии решение ExxonMobil о транспортировке нефти по ж\д позволит получить дополнительные прибыли. Отгрузка нефти в Грузии в танкеры осуществляется на Батумском нефтяном терминале.
Напомним, что в конце июля Азербайджанская международная операционная компания (AIOC), ответственная за разработку морских месторождений "Азери-Чыраг-Гюнешли", впервые приступила к экспорту с Батумского порта своей нефти, доставляемой сюда по железной дороге. Объем первой партии экспортной нефти AIOC составил 630 тыс баррелей, или 85 тыс тонн, отправка следующей партии ожидается 10-11 июля 2005 года.
Владельцем батумского нефтяного терминала является «NAFTRANS LIMITED». В свою очередь, владельцем 80% «NAFTRANS LIMITED» является семейный траст, основанный Яном Бонден Енсенем (GREENOAK) , 11% принадлежит OPIC, а 8% принадлежит швейцарским инвесторам, которые входят в инвестиционный фонд, основанный семейством «OPEL». Компания «ALEGRATRANS LIMITED» основана компанией «NAFTRANS LIMITED» для осуществления маркетингового и коммерческого управления.
Приватизация батумского нефтяного терминала была проведена в 1999 году. В тот период терминал перерабатывал лишь 3-3,5 млн. тонн нефти в год. Была проведена реконструкция терминала. Объем инвестиций составил 52 млн. долларов. В прошлом году терминал уже смог переработать 8,6 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Максимальная мощность терминала составляет 15 млн. тонн нефти в год.